15 млн + 15 млн + ...

| статьи | печать

В понедельник, 16 ноября, глава кремлевской администрации Сергей Нарышкин порекомендовал Думе отказаться от ее пятничного (13 ноября) решения о повышении базовой ставки транспортного налога. Во вторник, 17 ноября, депутаты покаялись в совершенной ошибке. В среду Совет Федерации демонстративно отклонил законопроект. Этот спектакль обошелся казне минимум в 15 млн руб.

История с транспортным налогом весьма любопытна хотя бы по трем пунктам.

Пункт первый: зачем вообще нужна Государственная Дума, если все решает администрация президента, которая способна улавливать сигналы из народной гущи и без помощи депутатов? Резонно ли тратить на ее содержание порядка 5 млрд руб. в год? Значит, по грубому делению каждый принятый закон обходится почти в 15 млн руб. Полтора десятка миллионов потратили на принятие транспортных поправок, теперь еще столько же уйдет на согласование новых изменений. Может, дешевле поручить администрации президента самой предлагать, писать и принимать законы?

Пункт второй: кого на самом деле и почему напугал законопроект настолько, что было организовано его потопление?

Все не так просто. Минфин разработал поправки по повышению базовой ставки налога, чтобы отстали регионы со своими вечными просьбами дать денег. По сути законопроект говорил: берите рубли с автовладельцев, ведь транспортный налог поступает в региональные бюджеты. Но региональные власти сочли предложение издевательским. Наверное, вот почему. Задирать налог на небогатых владельцев потрепанных «Жигулей» или «фордов» — накликать на свою голову социальные бури со всеми последствиями. Правда, проект предусматривал региональное право и снижать налог, можно взимать его по минимуму с небогатых владельцев мало- и микролитражек, но брать по полной программе с обладателей машин, скажем, от 300 л.с. Только вот незадача: эти обладатели часто имеют тесные деловые или родственные связи с членами региональных правительств. Словом, Минфин, похоже, просто попытался зло посмеяться в лицо регионам.

Пункт третий: были, есть и будут неведомы пути трат денег, вырученных от сбора транспортного налога. Надо четко помнить: этот налог не имеет никакого отношения к строительству или ремонту дорог. И отмененные дорожные фонды были фактически губернаторскими заначками и тратились и на починку водопроводов, и на оплату труда несчастных бюджетников — да мало ли дыр в региональных бюджетах. И теперь про дороги вспоминают только тогда, когда, к примеру, предлагается подумать, не резоннее ли взимать налог не с «лошадей», а включать его в цену бензина. Как говорит депутат Андрей Макаров, в таком случае с учетом потребностей в финансировании дорожного строительства и ремонта трасс цена бензина должна была бы удвоиться или утроиться.

На самом деле транспортный налог — просто способ затыкания дыр в местных бюджетах, что особенно актуально в кризис. Не даром как раз в тот день, когда депутаты и сенаторы проклинали минфиновскую инициативу, вице-премьер Сергей Иванов заявил, что правительство в 2010 г. будет выдавать пятилетний кредит всем субъектам Федерации под 4% годовых на строительство автодорог. Купить сегодня деньги на таких условиях — круче, чем поймать золотую рыбку, так как пяти минут хватит, чтобы перепродать их вдвое дороже. Опыт есть: прошлой осенью казна давала льготные кредиты банкам, в результате к весне был всплеск вывоза валюты в безопасные для денег страны. Не случайно в тот же день депутаты Думы при обсуждении бюджета-2010 увидели и поправку о добавке 10 млрд руб. в статью о кредитовании дорожного строительства в регионах. На самом деле на российские дороги никаких денег не хватит. По данным Союза инженеров-сметчиков, стоимость одного километра дороги в России колеблется от 60 до 180 млн долл., а в Швейцарии — от 20 до 26 млн долл., Польше — от 7 до 8 млн долл., США — от 4 до 9 млн долл. и т.д.

Получается, что очередной раунд старой игры на деньги между Минфином и регионами пока выигрывают с помощью администрации президента региональные власти. Им и владельцев могучих машин обижать не придется, и сверхдешевые деньги уже обещаны (правда, не сказано сколько).

Но впереди еще работа согласительной комиссии, новое обсуждение новых поправок. Так что налогоплательщики заведомо проиграют еще не меньше 15 + 15 млн казенных рублей.

Справка

Из 41,2 млн единиц автопарка страны 88%, по данным агентства «АВТОСТАТ», принадлежит гражданам.

Справка

В прошлом году Госдума приняла 332 закона, всего два (или 0,6%) были отклонены — по разу «отмахнулись» сенаторы и президент. Например, в 1996 г. приняли депутаты 251 закон (на четверть меньше), 51 (20,3%) отклонил Совет Федерации, 41 (16,3%) отверг президент, 11 (4,4%) они зарубили вместе.