Ратуя за пополнение бюджета, таможенники под разными предлогами отказывают участникам ВЭД в применении льгот в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал. Одно из таких оснований признано незаконным в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 02.11.2009 по делу № А45-3346/2009.
Понятие «таможенные платежи» комплексное и включает не только налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через границу (акциз и НДС), но и таможенные пошлины и сборы. Об этом многие участники ВЭД часто забывают, чем таможня и пользуется.
Таможня: Не заявили льготу — платите пошлину!
Иностранный учредитель российской организации решил ввезти в качестве вклада в уставный капитал строительную технику. Товар прибыл на таможню, где общество заявило о применении льготы по НДС как в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный капитал общества при его увеличении за счет дополнительного вклада участника общества (это позволяет п. 7 ст. 150 НК РФ). Общество было уверено, что другие льготы ему предоставят автоматически, и отдельно не заявило о льготах по уплате таможенных пошлин.
Таможня направила обществу требование о внесении обеспечения уплаты таможенных платежей, которое учредитель общества оспорил в суде.
Суд: льгота охватывает все платежи
Суд признал действия таможни незаконными по следующим причинам.
Порядок и условия применения льготы при ввозе вклада иностранными инвесторами регулируются несколькими документами. Это Налоговый кодекс РФ, Закон РФ от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее — Закон о таможенном тарифе), постановление Правительства РФ от 23.07.96 № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями» (далее — постановление № 883).
В соответствии со ст. 34 и 37 Закона о таможенном тарифе тарифные льготы могут предоставляться при ввозе на таможенную территорию РФ товаров в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий на основании и в порядке, установленных законодательством РФ. Под тарифными льготами понимаются в том числе предоставляемые на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики РФ льготы в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, включая возможность освобождения их от таможенной пошлины,
Согласно п. 1 постановления № 883 товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что они не являются подакцизными, относятся к основным производственным фондам, ввозятся в сроки, установленные учредительными документами.
Данная строительная техника не являлась подакцизным товаром, относилась к основным производственным фондам и ввозилась в сроки, установленные учредительными документами.
Довод таможни, что льготу по ввозной таможенной пошлине в отношении ввозимых товаров общество не заявляло, суд признал несостоятельным. Он сослался на письма ФТС России от 04.10.2006 № 01-06/34547 «О льготах по уплате таможенных платежей при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал организации, имеющей организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью» и от 24.10.2005 № 15-14/36961 «О предоставлении льгот по уплате таможенных платежей». В них разъясняется порядок предоставления льгот по уплате таможенных платежей и не содержится требований об указанной обязанности.
Суд отметил, что при соблюдении декларантом условий п. 1 постановления № 883 и части 1 п. 7 ст. 150 НК РФ таможенные органы не вправе отказывать в предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, если право на таможенные льготы декларант подтвердил документально в соответствии с п. 3 ст. 131 Таможенного кодекса РФ.
Таким образом, обязательность применения льгот по таможенным платежам зависит не от волеизъявления декларанта, а от наличия объективных условий, предусмотренных законодательством, и их документального подтверждения.
И все же...
Рассмотренный спор длился более чем десять месяцев: спорное требование таможни датировано 29 декабря 2008 г., суд первой инстанции расмотрел дело 13 мая 2008 г., в апелляции оно рассматривалось 29 июля 2009 г., ФАС вынес вердикт 2 ноября 2009 г. И хотя все инстанции последовательно подтверждали правоту налогоплательщика, последний потерял время и деньги (из заявленной в иске суммы 50 000 руб. судебных издержек в виде расходов на оплату услуг представителя присуждено лишь 18 000 руб.).
Участникам внешнеэкономической деятельности в таких ситуациях можно посоветовать только одно: сразу заявлять таможне обо всех льготах.