По регулируемым тарифам электроэнергия отпускается только коммунальным службам, оказывающим услуги по электроснабжению населения. В остальных случаях поставка электричества исполнителям коммунальных услуг оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в постановлении от 10.11.2009 № 7141/09.
При заключении договора энергоснабжения между поставщиком электроэнергии и теплосетью возник спор, по каким тарифам ее оплачивать.
Напомним, что договор энергоснабжения относится к категории публичных договоров и его заключение на основании ст. 445 ГК РФ является обязательным для поставщиков электроэнергии.
Теплосеть включила в проект договора условие, что объемы электроэнергии, потребляемой для выработки тепловой энергии для населения, должны оплачиваться по регулируемым ценам. Энергоснабжающая организация с этим не согласилась, посчитав, что расчеты должны производиться с учетом свободных цен на весь объем потребленной электроэнергии без исключения потребления для нужд населения. Теплосеть обратилась в суд с иском о понуждении к заключению договора энергоснабжения на условиях, предложенных в проекте договора.
Суды первой и второй инстанций, поддерживая требования теплосети, исходили из того, что исполнители коммунальных услуг, приобретающие электроэнергию в целях оказания коммунальных услуг населению, являются самостоятельной категорией субъектов розничных рынков электроэнергии (п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307), приравненной при расчете тарифов на электроэнергию к группе потребителей — населению (п. 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2). Поэтому приобретение электроэнергии, потребляемой для выработки тепловой энергии для населения, должно осуществляться по регулируемым тарифам.
Президиум ВАС РФ отменил решения судов, указав, что они неправильно истолковали нормы действующего законодательства и не учли п. 91 и 108 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530).
В статье 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „Об электроэнергетике“» установлено следующее. Объем электрической энергии, потребляемый населением по договорам энергоснабжения и оказания населению коммунальных услуг в части электроснабжения, исключается из объема электрической энергии, подлежащего продаже по свободным (нерегулируемым) ценам.
Электроэнергия гражданам-потребителям и приравненным к ним категориям потребителей в объеме всего фактического потребления поставляется по регулируемым ценам (п. 108 Правил функционирования розничных рынков).
В соответствии с п. 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов к категории населения приравнены исполнители коммунальных услуг, приобретающие электроэнергию для коммунально-бытового потребления граждан в объемах фактического потребления потребителей-граждан и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования.
Из упомянутых нормативных актов следует, что к потребителям, приравненным по оплате к категории населения, отнесены только исполнители коммунальных услуг по электроснабжению.
Таким образом, организация, приобретающая электроэнергию для оказания населению услуг по теплоснабжению, не может быть приравнена к категории потребителей — население. Поэтому расчеты с ней должны производиться с учетом свободных цен на весь объем потребленной электроэнергии без исключения потребления для нужд населения.