Рынок сервисных услуг в нефтегазовом комплексе — важнейшая составляющая этой индустрии. В него входит все, что сопровождает процесс добычи: бурение и строительство скважин, их капитальный ремонт, геофизические исследования. Сейчас здесь доминируют иностранные компании, но почему сдали позиции российские специалисты, которые традиционно лучше знают отечественный рынок?
Выход наших сырьевых гигантов на мировой олимп сопровождается повышением прозрачности управления, улучшением менеджмента и сокращением непрофильных активов. В соответствии с этим большинство компаний в последние годы стали выводить из своей структуры сервисные подразделения, создавая под них дочерние предприятия либо просто выставляя на продажу. Последнее случается гораздо чаще.
К примеру, компания «Евразия» (Eurasia Drilling Company Limited) купила сервисную дочку «ЛУКОЙЛа, американо-французская компания «Шлюмбергер» (Schlumberger) приобрела «Петроальянс», занимающий солидную долю российского сервисного рынка. «Халибертон» (Halliburton) благополучно работает с администрацией Тюменской области и получает серьезные заказы. В итоге наша нефтегазовая промышленность становится зависимой от их оборудования, запчастей, ремонтной базы, кадров, стандартов, программного обеспечения и т. д.
Как в условиях серьезной международной экспансии современных технологий и капитала выживают наши производители?
В последние 15 лет геологоразведка значительно отставала от добычи сырья, практически не вкладывались деньги в науку, но при этом, по оценкам экспертов, конкурентоспособность буровых работ не пострадала. Так, около 90% всех скважин в стране пробурено станками, выпущенными на «Уралмаше». Динамика их производства говорит сама за себя: если до 1992 года завод производил около 200 станков в год, то с 1992 по 2005 г. — в среднем около 10. Хотя, по мнению руководителей предприятия, объем бурения в стране за этот период не уменьшился в 20 раз, но для наращивания производства необходимо представить на рынок продукт, полностью соответствующий новым требованиям.
Для отечественных производителей особое место занимает вопрос открытости при заключении договоров подряда на сервисные услуги. В нашей стране до последнего времени это была тайна за семью печатями, где главным преимуществом при их заключении были взятки и личные связи.
Сейчас, по мнению специалистов, ситуация улучшается. Такие крупные игроки, как «Газпром», «Татнефть», ТНК-ВР, перешли к практике выбора партнеров на основе тендеров и сами стали намного прозрачнее, что способствует рыночному взаимодействию потребителей продукции с сервисными предприятиями. Такие отношения в первую очередь должны стимулировать рост машиностроительного производства и сопутствующего комплекса услуг.
Немалую озабоченность производственников вызывает также разработка месторождений на основе Соглашения о разделе продукции, где работают иностранные компании, не заинтересованные в приобретении отечественного оборудования. Для устранения подобных изъянов эксперты предлагают скорректировать действующее законодательство в этой сфере.
По оценкам специалистов российский сервисный нефтегазовый рынок оценивается в 20 млрд дол., а мировой — в 200-млрд. Ежегодный рост рынка составляет порядка 20—30%.