Федеральная служба по тарифам (ФСТ) установила предельные размеры их повышения на услуги ЖКХ в 2006 г. Во всех российских регионах они разные. Минимальное увеличение в Белгородской и Мурманской областях — 10%, максимальное в Нижнем Новгороде — 23,2%. Виновата во всем коммунальная реформа. Что нового в ее проведении предлагает правительство и как это согласуется с региональной политикой?
Увеличение тарифов в прошлом году в среднем по стране составило 32,7%. Где-то они увеличились на 70%, а где-то на 15. Президент посчитал это «вакханалией», и тарифы решили придержать. Но, по мнению экспертов, это лишь временное явление, так как конечной целью реформы является 100%-ная оплата коммунальных услуг населением и переход от госуправления в этой сфере к рынку. Несмотря на все плюсы конкуренции, на первоначальном этапе реформы роста тарифов все равно не избежать. Вопрос лишь в том, каким образом будет осуществляться контроль за их экономической обоснованностью и как при этом не вызвать бурю негодования со стороны плательщиков.
Бизнес во многих регионах уже пришел в коммунальную сферу, и это хороший знак. Другое дело, что отсутствие четких правил взаимодействия с государством приводит порой к неожиданным результатам. Так, например, в Томской области после проведенной Счетной палатой проверки выявились серьезные нарушения в хозяйственной деятельности ОАО «Томские коммунальные системы» (подразделения ОАО «Российские коммунальные системы»), которое взяло в аренду городскую коммунальную инфраструктуру. Было обнаружено нецелевое использование средств (вместо запланированного ремонта сетей деньги уходили в Москву), плохой менеджмент и невыполнение инвестиционных обязательств.
Существует и положительный опыт работы частных структур. Например, руководители Нижегородской, Тюменской областей, Красноярского края и других регионов страны с уверенностью и оптимизмом говорят о приходе частного капитала в коммунальный сектор. Однако, по их мнению, необходимо срочно решать разногласия, возникшие между бизнесом, запустившим инвестиционные проекты и установившим свои тарифы, федеральным центром, который с этого года ограничил их повышение, и региональными властями, вынужденными в данной ситуации компенсировать разницу за счет собственного бюджета.
Ситуацию усугубляет и огромная кредиторская задолженность предприятий ЖКХ (более 300 млрд руб.), при которой 53% доходов идет на обслуживание долгов. Министерство финансов обещало исправить ситуацию, проведя реструктуризацию задолженности, но воз и ныне там.
В коммунальной отрасли сегодня существуют огромные инвестиционные потребности, а общий износ производственных фондов приближается к 80%. Но, как полагают эксперты, большинство региональных инвестпроектов в нынешней ситуации будет заморожено, так как недофинансирование, вызванное ограничением тарифов, приведет к их убыточности. Выходом может послужить увеличение бюджетных дотаций, но пойдут ли на это федеральные власти?
В конце прошедшего года Министерство регионального развития представило программу развития ЖКХ России. Ее основное направление — вывод коммунального хозяйства страны из сферы государственного и муниципального финансирования. В настоящий момент организационная структура ЖКХ состоит из ГУПов и МУПов, которые в результате реформы должны быть преобразованы в акционерные общества и переданы в аренду частным управляющим компаниям, отбираемым местной властью в ходе конкурсов. Этот процесс уже набирает обороты.
Финансовый аспект реформы предполагает полное прекращение бюджетного дотирования предприятий ЖКХ. Вместо этого федеральные субвенции будут перенаправлены на персонифицированные счета населения, имеющего жилищные субсидии (когда оплата превышает 22% от дохода семьи) и на инвестиционные программы развития и модернизации жилого фонда и коммунального хозяйства, то есть на счета частных фирм. Если раньше средства из бюджета перечислялись организациям ЖКХ на возмещение убытков из-за применения низких тарифов, предоставленных льгот и жилищных субсидий, то по новой схеме финансирования компенсацию будут получать непосредственно сами граждане, оплачивающие 100% стоимости услуг ЖКХ.
Кроме того, в целях финансового оздоровления каждый муниципалитет должен разработать и осуществить план мероприятий по реструктуризации долгов ЖКХ, так как именно органы местного самоуправления отвечают за всю инженерную инфраструктуру и жилищное строительство. Также они должны заботиться о создании условий для привлечения частных инвестиций.
Инвестиционная программа управляющих компаний кроме тарифной составляющей может включать бюджетную, а также плату за подключение к коммунальной инфраструктуре новых объектов и, естественно, собственные средства.
Муниципалитеты должны контролировать деятельность бизнеса, проверяя качество его услуг, экологию и строительство новой коммунальной инфраструктуры.
Конфликт интересов федеральной и региональной власти при реализации данной программы кроется в механизме распределения средств федерального бюджета на компенсацию разницы между реальной стоимостью услуг и размером оплаты их населением. Как известно, размер субвенций из федерального бюджета зависит от соответствия региональных тарифов федеральным стандартам (суммарной стоимости всех ЖКУ в расчете на квадратный метр). В прошлом году эта цифра в среднем равнялась 31,9 руб./кв. метр, а в нынешнем — 41,6. Таким образом, рост составил около 30%, а тарифы ограничили 20%-ным потолком. Из этого следует, что при повышении тарифов в размере, утвержденном ФСТ, сумма субвенций в любом случае будет меньше необходимого. И как следствие, регионы будут вынуждены сократить размер компенсаций и субсидий льготным категориям граждан. То есть и люди пострадают, и инвестпрограммы бизнеса сократятся, и реформа будет «заморожена».
Соцопрос
Высокие цены на жилищно-коммунальные услуги воспринимаются сегодня россиянами как самая болезненная социальная проблема. Не ощутив еще, по сути, на практике январское повышение расценок в сфере ЖКХ, люди активно и эмоционально обсуждают предстоящее повышение тарифов.
73% респондентов утверждают, что в последние недели им приходилось слышать разговоры окружающих о повышении оплаты за услуги ЖКХ. При этом 64% отмечают, что люди говорили об этом с возмущением и негодованием (только 4% не проявили негативных эмоций). А 55% тех, кто «слышал», сами опасаются, что грядущее повышение тарифов намного ухудшит их собственное материальное положение (в целом так думают 45%), тогда как среди тех, кому вообще не приходилось слышать разговоры на эту тему, — только 26%.
В ходе опроса респондентам предъявили список, включавший двадцать различных социальных и экономических проблем, и предложили отметить те (не более пяти), которые их больше всего беспокоят и мешают жить. Высокие цены на услуги ЖКХ отметили более половины наших сограждан (51%), что на 5 — 6 пунктов больше, чем в предыдущих опросах. Далее со значительным отрывом следуют: нехватка денег на продукты и товары (37%), рост цен, инфляция (35%), алкоголизм (33%) и высокие цены на медицинские услуги и лекарства (32%).
Подавляющее большинство россиян (82%) утверждают, что они платят за услуги ЖКХ вовремя и задолженностей не имеют. Есть таковая у 13% опрошенных (остальные затруднились ответить), и этот показатель остается практически неизменным на протяжении последних трех лет.
В декабре 2005 года средняя российская семья платила за услуги ЖКХ, судя по данным опроса, 1230 рублей. На селе этот показатель был почти вдвое ниже (695 рублей), в больших городах — несколько выше (1630 рублей).
Хотя опрос населения проводился в начале третьей декады января, три четверти респондентов (76%) еще не знали, сколько им придется платить по коммунальным счетам за первый месяц этого года, знали о сумме платежа лишь 20%. При этом 2% опрошенных уверяют, что у них плата за услуги ЖКХ в январе не выросла, остальные отмечают рост цен и чаще всего (8%) говорят, что тарифы возросли не менее чем на 10% и не более чем на 25% (от десятой части до четверти). О менее значительном повышении заявили 3% респондентов, о более значительном — 5%.
Сегодня 45% россиян убеждены, что повышение платы за коммунальные услуги намного ухудшит их материальное положение, 33% полагают, что снизит, но ненамного, и только 6% уверены, что это никак не скажется на их достатке.
По данным Левада-Центра
Предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги на 2006 г., %1
Субъекты РФ |
За жилое помещение
|
За коммунальные услуги |
Центральный федеральный округ | ||
Белгородская обл. |
110,3 |
110,3 |
Брянская обл. |
115,0 |
115,0 |
Ивановская обл |
115,0 |
115,0 |
Курская обл. |
116,2 |
116,2 |
Московская обл.2 |
115,8 |
115,8 |
Тамбовская обл. |
117,0 |
117,0 |
Северо-Западный федеральный округ | ||
Калининградская обл. |
115,0 |
120,0 |
Мурманская обл. |
110,0 |
120,0 |
Южный федеральный округ | ||
Краснодарский край |
114,6 |
120,0 |
Приволжский федеральный округ | ||
Республика Мордовия |
115,0 |
115,0 |
Кировская обл. |
119,8 |
119,8 |
Нижегородская обл.2 |
123,2 |
123,2 |
Пермский край |
117,9 |
117,9 |
Саратовская обл. |
119,0 |
119,0 |
Ульяновская обл. |
119,0 |
119,0 |
Республика Татарстан |
117,0 |
117,0 |
Уральский федеральный округ | ||
Челябинская обл. |
112,7 |
115,7 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
119,0 |
120,0 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
120,0 |
110,0 |
Дальневосточный федеральный округ | ||
Еврейская автономная обл. |
111,0 |
111,0 |
1 Размер платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, и размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ст. 156 и 157 Жилищного кодекса РФ, должны соответствовать вышеуказанным предельным индексам. Для всех остальных регионов повышение составило 20%.
2 С учетом региональных инвестиционных программ субъектов РФ.
Источник: ФСТ
Александр ХЛОПОНИН,
губернатор Красноярского края:
— Проблема состоит из двух частей. Первое, приказ ФСТ привел к дефициту средств в краевом бюджете на покрытие разницы оплаты услуг ЖКХ в размере 2,7 млрд руб. Соответственно необходимо изыскать источник финансирования этой суммы. И второй, более важный вопрос, — это формирование механизмов, в соответствии с которыми эти деньги попадут в отрасль. Что касается первой темы, то необходимые средства так или иначе будут найдены. На сегодня мы имеем четыре варианта, как выйти из ситуации. Первый — осуществить недофинансирование отрасли в размере 2,7 млрд руб., что естественным образом приведет к ее дальнейшему развалу и, как следствие, к техногенным и бытовым катастрофам. Второй — урезать другие социальные программы и произвести корректировку краевого бюджета. Третий вариант — добиться от Федерации отмены ограничения 20%-ного повышения тарифов на ЖКХ, на что она пока не очень-то идет. И четвертый — добиться от Минфина бюджетной субсидии в размере 2,7 млрд руб. на покрытие дефицита бюджета, что тоже непросто.
К сведению
Для москвичей январские квитанции на оплату ЖКУ стали полной неожиданностью. Рост тарифа на горячую воду составил 30%, холодную — 32, отопление — 31, техобслуживание — 38%. Расценки далеко выходят за рамки федеральных стандартов. В данной ситуации муниципальные власти обязаны возвратить гражданам сумму, превышающую законодательно установленный лимит.