Ау, средний класс!

| статьи | печать

Как ни крути, а отстраивать экономику инновационного характера, отвечающую требованиям XXI века, нам просто необходимо. Иначе Россию ждут мировые задворки глобальной экономики. В общем, Президент проблему понимает и говорит на сей счет все правильно (см., например, статью "Инновационный бронепоезд стоит на запасном пути" ).

Правда, одному или даже с дюжиной самых умных министров ее не решить. Это задачка самого национального масштаба. Поэтому впрягаться, как говорится, надо бы всем народом.

С народом же у нас веселого мало. Числом ударно сокращаемся, стареем, трудоспособного населения все меньше. Но это еще полбеды. Нам ведь не траншею от океана до океана прорыть нужно. Инновационную экономику, «экономику знаний» лопатой не создать. Тут мозги нужны, идеи, особый склад ума и характера, образование. Словом, требуется человеческий материал, потенциал которого способен осилить «планов громадье». Есть ли у нас такие и сколько — вот центральный вопрос.

На Западе такая социальная группа давно получила определение «средний класс». Он и самый массовый, он и стабилизатор общества, и кузница квалифицированных кадров, идей, инноваций, и инкубатор для элиты общества, и много еще чего. Говоря коротко, средний класс — это как раз та общественная сила, которая задает высоту полета экономики.

Понятно, что, если и мы вознамерились взлететь высоко, надо осмотреть ряды своего среднего класса: есть ли он вообще, в каком количестве и здравии пребывает?

Думается, о его наличии в России несведущих уже не осталось. Но сколько его?! Двадцать процентов — с научной прямотой недавно утолил общественное любопытство Институт социологии РАН. Его исследование так и называется: «Средний класс как социальная база обеспечения конкурентоспособности России». И что тут началось...

— Сколько, сколько? — изумилась общественность. — Где это ученые так много наскребли среднего класса?

И действительно, навскидку для России выглядит многовато. Однако если полистать этот труд, то с выводом ученых мужей, пожалуй, можно согласиться. Загвоздка ведь в том, что большинство из нас «чистит» себя по западным стандартам среднего класса, упирая, естественно, прежде всего на тамошние доходы. Между тем вопрос идентификации этой социальной группы куда сложнее и многограннее. Условно говоря, если исходить только из личного счета в банке, то в средний класс надо бы записывать и лихих ребят, удачно обчистивших этот банк. Хотите быть на одной с ними «полке»? А, их маски не нравятся и грубость в общении? То-то же...

Вот наши социологи и предполагают не озираться на какого-нибудь немецкого бюргера (называя западный средний класс «классическим»), а исходить из конкретного времени, места и социально-экономических условий. То есть из реалий современной России, мол, у них там свой калашный ряд, у нас — свой. И это, пожалуй, здравое предложение, поскольку (если не мериться одними доходами) по всем другим критериям, как утверждают ученые, наш средний класс западному не уступает.

Критерии же, из которых исходили социологи в исследовании, таковы:

  • социально-профессиональный статус (нефизический характер труда или обучение на дневном отделении вуза или в среднем специальном учебном заведении);
  • образование (наличие как минимум среднего специального образования. Исключение сделано только для предпринимателей всех уровней);
  • более высокий уровень благосостояния, чем средний для региона проживания;
  • тест интегральной самооценки человеком своего положения в обществе по десятибалльной шкале.

В отношении этих критериев у читателей, возможно, возникнут некоторые вопросы: почему для предпринимателей сделана поблажка в плане образования, почему доход увязывается с регионом и что это за самооценка — мало ли кто что о себе решил? Попробуем кратко пояснить.

Что касается образования предпринимателей, то их в исследованиях всегда относят к среднему классу вне зависимости от наличия каких-либо «корочек». И правда, жизнь их и так всему научила, иначе не были бы они предпринимателями. Особенно в России!

О доходах и регионах. Страна наша обширна и многогранна, в том числе и ценниками в магазинах. Скажем, «первый парень» среднего класса, условно говоря, из Тверской области, зайдя в московский магазин, может и расстроиться...

Тест же интегральной самооценки — это не придумка российских ученых, а широко применяемый в международных сравнительных исследованиях «велосипед». Так что ощущение себя на определенной ступеньке социальной лестницы — тоже важный аргумент.

Однако и названные критерии можно называть лишь базисными для отнесения кого-либо к среднему классу. На самом деле ученые используют целую гамму, если можно так сказать, подкритериев.

  • Доступны ли вам платные услуги — в первую очередь образовательные, рекреационные, медицинские?
  • Есть ли у вас возможность осваивать информационные технологии?
  • Связан ли характер вашего досуга с образом жизни постиндустриальных, информационных обществ? (Тут, оказывается, лежать на диване с книжкой, даже очень умной, мало. Требуется внедомашняя, активная культурная, развлекательная, рекреационная, общественная и иная деятельность.)
  • Насколько в вас аккумулирован колоссальный человеческий капитал предшествующих поколений (кто ваши родители)?
  • Какими навыками, востребованными на рынке труда, вы обладаете?
  • Отличает ли вас высокая образовательная активность?
  • Любите ли вы «высовываться»?

Можно назвать массу других аспектов, по которым «выдавался билет» в наш средний класс. Однако самое главное — это полученные результаты. Ознакомиться с некоторыми из них более предметно можно по представленным здесь таблице и диаграммам.

Перейдем же к главным выводам. Авторы исследования убеждены в том, что российский средний класс отвечает всем особенностям, присущим «классическому» (западному) среднему сословию. Но есть и отличия, на которых стоит заострить внимание.

Так, наш средний класс, показывая высокую готовность к законопослушанию (73%), одновременно выставляет условие: в обмен на соблюдение законов самой властью. Как говорится, любовь должна быть взаимной.

Далее. Представители отечественного среднего класса в большинстве своем все же за сочетание рынка с сильным, социально-ориентированным государством. В частности, такие сферы экономики, как здравоохранение, строительство, рынок жилья, ЖКХ, торговля, СМИ, сельское хозяйство, связь, банки, дорожное строительство, производство продуктов питания, учреждения культуры, они не прочь видеть в руках частного капитала. А в остальных отраслях, к примеру металлургии, электроэнергетике, авиационном и железнодорожном транспорте, вузах и школах, пенсионных фондах российский средний класс видит хозяином государство.

Не кажется ли вам, что нынешняя социально-экономическая политика государства и конкретные его действия в известных отраслях хозяйства отражают чаяния большинства наших сограждан? Увы, либералы и «партии успешных людей»...

Правда, задирать нос государству тоже не стоит. Да, две трети представителей среднего класса социальную справедливость ставят выше получения прибыли. Однако это же, по их мнению, должно доминировать и в политике государства, чего не скажешь о многих его представителях из чиновничьего сословия.

Итак, звучит оптимистический вывод в исследовании, наш средний класс обладает высоким качеством человеческого потенциала, способен работать на уровне современных международных стандартов и обеспечить конкурентоспособность страны в условиях глобализации.

Но, к сожалению, наш средний класс составляет всего пятую часть населения и не имеет возможностей для быстрого расширения. Даже при росте материального благосостояния всех граждан страны средний класс «без заметного ухудшения своих качественных показателей» может увеличиться лишь до 25—30%. А потому обеспечить конкурентоспособность России в мире сразу во всех областях ему вряд ли по силам.

Что тут скажешь? Вообще-то вешать нос — дело грешное. Может, не хвататься за все области сразу? Выбрать штук несколько да упереться что есть мочи..

Сравнительные образовательные и квалификационные характеристики среднего класса, %

Демографические характеристики

Средний класс

Периферия

Другие массовые слои

Образование свое

Начальное

2

Неполное среднее

1

13

Общее среднее

3

7

28

Среднее специальное

24

50

36

Незаконченное высшее

6

5

3

Высшее

63

37

18

Ученая степень

4

Образование отца

Начальное

6

13

30

Неполное среднее

12

16

24

Общее среднее

14

24

18

Среднее специальное

33

29

17

Незаконченное высшее

4

3

1

Высшее

28

15

10

Ученая степень

3

Образование матери

Начальное

7

12

32

Неполное среднее

8

16

23

Общее среднее

19

23

20

Среднее специальное

34

37

17

Незаконченное высшее

3

2

1

Высшее

28

9

7

Ученая степень

1

1

Наличие навыков работы на компьютере не менее чем на среднем уровне

Имеют

67

38

15

Приобретают

10

10

4

Не имеют

23

52

81

Наличие навыков работы с иностранным языком

Имеют

15

8

3

Приобретают

10

3

95

Не имеют

75

89

2

Наличие навыков вождения автомобиля

Имеют

63

49

31

Приобретают

2

3

2

Не имеют

35

48

67

Способы пополнения знаний в течение 3 лет перед опросом

Приобретение принципиально новых знаний и умений

42

38

14

Повышение знаний в рамках прежней профессии

24

28

12

Самообразование

47

30

15

Совершенствование инструментальных навыков (владение компьютером, иностранным языком)

53

29

10

Никак не пополняли

16

32

64