В соответствии с подп. 6 п. 1 ст.-264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы на услуги по охране имущества и расходы на приобретение иных услуг охранной деятельности.
Согласно со ст. 3 Закона РФ от 11.03.92 №-2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» частная охранная деятельность осуществляется для охраны. При этом для целей охраны, в частности, разрешается предоставление услуг по защите жизни и здоровья граждан (п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона).
ОАО заключило с частным охранным предприятием договор на охрану жизни и здоровья своего генерального директора, являющегося единоличным исполнительным органом ОАО.
Правомерно ли отнесение ОАО расходов на охрану жизни и здоровья своего генерального директора к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, для целей исчисления налога на прибыль?
Минфин РФ в своем Письме от 17.11.2005 №-03-03-04/1/376 начал ответ на этот вопрос со ставшей уже традиционной ссылки на п.-1 ст. 252 НК РФ, согласно которому расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
По мнению финансистов, поименованные в подп.-6 п.-1 ст.-264 НК РФ расходы, в том числе на оплату услуг охранной деятельности, — это расходы по охране организации в целом и всех ее частей как производственного комплекса, и связаны они должны быть непосредственно с производством и (или) реализацией.
В итоге Минфин решил, что расходы по охране сотрудников организации, включая ее генерального директора, не являются экономически обоснованными, и поэтому не могут быть отнесены к расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль.
ОАО можно лишь посоветовать заключить договор с охранным предприятием на охрану документов общества, лежащих в портфеле у директора. А уж с портфелем директор-пусть никогда не расстается!