Пиратством принято называть очень широкий круг правонарушений: от несоблюдения прав авторов произведений искусства до подделки товарных знаков. Но все эти виды нарушений объединяет одно — пират наживается на чужом таланте или деловой репутации.
Вряд ли в мире найдется страна, в которой бизнес не сталкивался бы с этой проблемой. Но для России это особенно актуально. По разным данным в нашей стране подделывается до 40—50% товаров, а в отдельных регионах этот показатель достигает 60%. В этой сфере мы едва ли не впереди планеты всей, уступая только Китаю. Для сравнения: в развитых странах этот показатель держится на уровне 5—7%. Так что для российских предпринимателей знание приемов борьбы с пиратством — насущная необходимость.
Борьба с пиратством как профессия
Лучше не допустить нарушения, чем бороться с его последствиями. Таким принципом руководствуются компании, которые профессионально занимаются борьбой с распространением контрафактной продукции.
Они ведут планомерную работу по защите правообладателей, заключивших с ними договор на обслуживание, от пиратов. Принимаемые ими меры варьируются от обнаружения нарушителя (для этого периодически проводится обход коммерческих киосков, где может продаваться контрафактная продукция) до судебного преследования выявленных пиратов в гражданско-правовом и в уголовном порядке.
Таким образом, обладатель авторских прав или прав на товарный знак может обезопасить себя, заключив договор с компанией-защитником. Но эта мера пока не стала в нашей стране общепринятой практикой. Некоторые правообладатели просто не доверяют такой форме сотрудничества, ведь борцы с пиратством порой настаивают на повременной оплате своих услуг независимо от объема проведенных мероприятий и достигнутого результата. А проверить, какую работу они проделали за определенный срок, их клиенты вряд ли смогут.
Что такое контрафакт
В такой ситуации правообладателю необходимо знать, как можно самостоятельно защитить свои интересы. Начнем с того, от чего, собственно, нужно защищаться. Пиратство — понятие бытовое, а не юридическое. Поэтому правильнее говорить о борьбе с производством и распространением контрафакта.Контрафактной продукцией называются:
-
товары и даже этикетки и упаковка, на которых незаконно, то есть без согласия обладателя права на товарный знак, используется данный товарный знак или «сходное с ним до степени смешения обозначение» (Закон РФ от 23.09.92 №-3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» (далее — Закон о товарных знаках);
-
произведения и фонограммы, изготовляемые или распространяемые с нарушением авторских и смежных прав на произведения науки, литературы и искусства (п. 3 ст. 48 Закона РФ от 09.07.93 №-5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Закон об авторском праве).
Без суда и следствия
Итак, что же может сделать правообладатель, который обнаружил на прилавке магазина или коммерческого киоска пиратские компакт-диски (книги, DVD и т. п.), чтобы защитить свои права?
Некоторые меры в данном случае он может принять и без вмешательства органов власти. Порой к желаемому результату (прекращение продажи контрафакта) приводит обращение к нарушителю с требованием добровольно прекратить незаконные действия.
Дело в том, что контрафактные товары иногда выставляются продавцом по договоренности с производителями «левой» продукции без ведома хозяина магазина или ларька. Выручка при этом делится между продавцом и его сообщниками. В таком случае, чтобы положить конец этой схеме, достаточно бывает просто поставить в известность руководителя предприятия, которому принадлежит магазин.
Другой пример: вы обнаружили, что контрафактная продукция реализуется через сайт в Интернете. В таком случае имеет смысл обратиться к провайдеру с просьбой прекратить распространение пиратских видеозаписей, нелицензионного программного обеспечения и т.-п. Практика показывает, что провайдеры достаточно часто идут навстречу правообладателям.
По всей строгости закона
Ну а если не получилось договориться по-хорошему, для борьбы с пиратами придется подавать заявление в органы внутренних дел. Последствия, которые ожидают в этом случае нарушителя, будут зависеть от размера причиненного ущерба.
Так, за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений установлена административная ответственность (ст.-14.10 КоАП РФ) в виде штрафа, который может достигать 400 минимальных зарплат (для юридических лиц) и сопровождаться конфискацией контрафактных предметов.
А если незаконное использование товарного знака совершалось неоднократно или причинило крупный ущерб, речь будет идти об уголовной ответственности по ст. 180 УК РФ в виде штрафа до 200 тыс. рублей.
Обладателей авторских и смежных прав защищает ч.-1 ст. 7.12 КоАП РФ. В соответствии с ней ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование контрафактных экземпляров произведений или фонограмм грозит нарушителю штрафом от трехсот до четырехсот МРОТ с конфискацией контрафактных экземпляров.
Если же стоимость экземпляров произведений или фонограмм превышает пятьдесят тысяч рублей, пиратство рассматривается не как административное правонарушение, а как преступление, и наказание будет более жестким: от штрафа на двести тысяч рублей до двух лет лишения свободы (ч. 2 ст. 146 УК РФ).
Возмещение ущерба
Помимо привлечения к административной или уголовной ответственности, пострадавшая сторона может предъявить правонарушителю иск в гражданско-правовом порядке.
В таком случае нарушителя права на товарный знак ждет взыскание причиненных убытков или выплата денежной компенсации в размере от одной до пятидесяти тысяч МРОТ. Конкретный размер компенсации определит суд (п.-4 ст.-46 Закона о товарных знаках). А обладатель авторских или смежных прав может требовать по своему выбору от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.
Такая компенсация устанавливается:
● в размере от 10 тыс. рублей до 5 млн рублей, определяемом по усмотрению суда;
● в двукратном размере стоимости экземпляров произведений, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений (п. 2 ст. 49 Закона РФ от 09.07.93 № 5351-1 «Об авторском праве»).
Контрафактную продукцию иногда называют фальсифицированной. Юридически это неверно. Понятие фальсифицированной продукции в российском законодательстве относится к производству продуктов питания. Фальсифицированными называются пищевые продукты, материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) или имеющие скрытые свойства, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной. Претензии к их производителям предъявляются на основании Федерального закона от 02.01.2000 №-29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и законодательства о защите прав потребителей.