Бухгалтер может столкнуться с необходимостью изменения состава или комплектации материально-производственных запасов (МПЗ). Для автоматизации этого процесса в программе «1С:Бухгалтерия 8» создан специальный документ «Комплектация номенклатуры», позволяющий отражать изменение состава (комплектации) МПЗ в бухгалтерском и налоговом учете организации в автоматическом режиме.
Порядок изменения состава (комплектации) МПЗ в программе «1С:Бухгалтерия 8» зависит от ситуации, в которой такая необходимость возникла. Рассмотрим детально наиболее распространенные варианты.
1. МПЗ в силу своей неоднородности были разделены на материалы и товары.
2. Поступившие МПЗ являются сборочными частями других МПЗ.
3. МПЗ под влиянием определенных факторов сменили единицу измерения.
4. МПЗ являлись составными и были реализованы как единый запас.
5. В МПЗ были изменены составляющие.
Действия бухгалтера в каждой ситуации различны, отличается и использование документа «Комплектация номенклатур».
Вариант 1
Это наиболее простой случай. Он предполагает разделение МПЗ на составные части. Для этого необходимо создать новый документ «Комплектация номенклатуры». В документе надо выбрать операцию «Разукомплектация». После этого в шапке документа указывается разбираемая номенклатура, место ее нахождения (склад), количество и счет, на котором она учитывается. В таблице «Комплектующие» отражаются комплектующие позиции. Они заполняются:
• по фактическим данным подбором;
• согласно спецификации нажатием кнопки «Заполнить», если в справочнике «Номенклатура» указана спецификация соответствующего элемента номенклатуры с наименованием составляющих и их количества.
После разукомплектации для каждой комплектующей номенклатуры указываются бухгалтерский и налоговый счета учета. Склад остается тем же. В таблице комплектаций отражается доля стоимости каждой полученной номенклатуры. После указания всех этих данных документ можно проводить.
Количество списываемой разбираемой номенклатуры определяется по количеству, указанному в шапке документа, а количество полученных комплектующих — по данным таблицы. После проведения документа формируются соответствующие бухгалтерские проводки и данные налогового учета.
Вариант 2
В организацию могут поступать различные комплектующие малоценных основных средств, хозяйственного инвентаря или иных МПЗ. Возможна и такая ситуация: на основании договора поставка осуществляется комплектующими, которые впоследствии монтируются самостоятельно или силами сторонней организации. Чтобы сформировать единый объект учета из поставленных комплектующих, необходима сборка. Факт сборки исходя из данных инструкций или технической документации отражается двумя способами (см. схему).
Первый заключается в следующем. Вначале вводится элемент номенклатуры в справочнике с указанием спецификации согласно инструкции или иной технической документации. При вводе документа в шапке номенклатуры указывается комплектуемый или собираемый объект. Список комплектующих заполняется при помощи кнопки «Заполнить» в документе.
В рамках второго способа без указания спецификации номенклатуры в документе отражается собираемый элемент номенклатуры и проводится подбор по фактическим составляющим. Затем документ надо провести.
Способ выбирает бухгалтер. После проведения документа в учете списываются комплектующие и приходуется объект учета.
Вариант 3
Этот случай является наиболее специфичным для использования документа «Комплектация номенклатуры». В хозяйственной деятельности нередко бухгалтер сталкивается с тем, что поставщик использует иную систему измерения поставляемых МПЗ. Как правило, в результате имеет место совершенно иной качественный уровень.
Например, поставщик использует рулоны, катушки с определенной длиной поставляемого материала. В организации рулоны и катушки разматываются и принимаются к учету в метрическом измерении. Перевод из одной меры длины в другую приводит к необходимости провести соответствующие преобразования в программе.
Аналогичная ситуация может возникнуть при поставке коробками с дальнейшей штучной реализацией. В этом случае документ «Комплектация номенклатуры» поможет оформить операцию.
Для изменения единицы измерения элемента необходимо создать аналогичный элемент в справочнике «Номенклатура» и в названии указать его единицу измерения. В первоначальном элементе необходимо указать его единицу измерения. Затем создается новый документ «Комплектация номенклатуры» и выбирается вид операции «Разукомплектация». В шапке указываются разбираемая номенклатура и ее комплектующие.
После фактического измерения полученной номенклатуры ее количество указывается в таблице и документ проводится. Документ формирует проводки по счету 41 «Товары» или 10 «Материалы».
Варианты 4 и 5
Четвертый и пятый варианты применения документа «Комплектация номенклатуры» обычно используются в организациях, занимающихся розничной торговлей и формирующих комплекты и наборы в целях привлечения покупателей.
В четвертом варианте из определенных товаров (аналогично сборке) комплект собирается, а в пятом вначале комплект разбирается на составляющие, а затем создается заново с добавлением новых или заменой исключенных. Механизм работы аналогичен рассмотренному выше.
Документ «Комплектация номенклатуры» — крайне важный инструмент в работе бухгалтера. При его использовании упрощается учет и отражение сложных операций.