В настоящее время приоритетное развитие получила та составляющая проблемного поля теории человеческого капитала, которая в большей степени относится к экономической науке и экономической практике. Другая часть этого проблемного поля, включающая психологические и педагогические знания, разработана значительно меньше. Но именно развитие в этом направлении способно подтвердить жизнеспособность данной теории. Имеется в виду обучение, которое реализуется в сложных системах образования, что особенно важно в связи с реформой высшего образования. Этой серьезнейшей проблеме в Государственном университете управления уделяется большое внимание.
Образование и развертывание во времени человеческого капитала можно условно разделить на два этапа, реализуемых, во-первых, в подсистеме среднего (общего) образования, протекающего в семье и специальных дошкольных и школьных учреждениях, во-вторых, в подсистеме специального профессионального образования, в том числе высшего.
По существу на первом этапе закладываются необходимые качества человека, это, образно говоря, стадия первоначального накопления человеческого капитала. На этой стадии риски, которым подвержен человеческий капитал, несравнимо выше, чем на последующей.
Снижение рисков в этом случае связано исключительно с увеличением вложений в образовательную систему, поведением инвесторов, в качестве которых выступают как семья (родители), так и государство или какие-либо другие общественные институты. Снизить риски они пытаются либо регулированием процесса формирования первоначального капитала, либо снижением инвестиций в образование. Первый способ обеспечивается созданием эффективной системы управления всем средним образованием, реализацией различного рода программ развития ее определенных частей. Намного хуже другой способ снижения рисков, особенно когда он проявляется в сокращении финансирования системы образования, что увеличивает расходы семьи на подобные цели. Но далеко не каждая семья способна обеспечить своими ресурсами общественно необходимые требования к объему первоначального накопления человеческого капитала.
Вследствие этого общество постоянно снижает свой совокупный первоначальный человеческий капитал и становится неспособным для реализации современных вызовов. Проводимые реформы образования — не что иное, как настойчивая попытка преодолеть сложившуюся ситуацию. Ведь на первом этапе накопления человеческого капитала прежде всего формируется тот базовый капитал, который в дальнейшем позволит определить, достаточен ли запас знаний, умений, мотиваций у личности, чтобы она смогла уже самостоятельно производить инвестиции в саму себя и, самое главное, эффективно трансформировать инвестиции из внешних источников.
Теперь обратимся ко второму этапу накопления человеческого капитала, связанному с высшей профессиональной подготовкой людей, с усвоением знаний, умений, ценностей, необходимых в специализированных видах труда. Инвестиции на этом этапе будут считаться оправданными и достигшими позитивного результата, когда человек, освоивший пусть и самую распространенную простую профессию, сможет выполнять свойственные ей трудовые операции на уровне существующих стандартов и нормативов.
Как преодолеть недостатки профессиональной подготовки, связанные с постоянной технической и технологической отсталостью процесса обучения в профессиональных учебных заведениях?
Первый способ — установить более тесную связь с современным производством. Для этого потребуются специальные инвестиции со стороны предприятий в техническое обеспечение учебного процесса в профессиональной школе. Пока такие инвестиции осуществляются весьма неохотно, поскольку снижают прибыльность производства. В результате складывается ситуация упущения возможной выгоды от вложений в человеческий капитал: содержание и организация учебного процесса не отвечают психологическим законам формирования и развития активности личности будущего профессионала.
Второй способ повышения эффективности формирования человеческого капитала в профессиональной школе при подготовке к работе в массовых профессиях состоит в приобщении к культуре, составляющей содержание общего развития человека. Это залог его будущего профессионального поведения в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Программы же обучения широким профессиям, однако, скупятся именно в этой области подготовки специалистов.
Значимость подготовки по общей культуре, по общему развитию в профессиональной школе массовых профессий объясняется возрастными особенностями учащихся. Это в основном выпускники средней школы (17—18-летние молодые люди). Они не только не имеют достаточного жизненного опыта, у них почти отсутствуют ценности, которые могли бы выступать в качестве своеобразного фильтра для различения добра и зла. У этого возраста еще недостаточно собственной базы критериев, определяющих вектор общественного поведения.
Сказанное относится ко всей системе образования, но особенно к заключительному звену — высшему профессиональному образованию. Сейчас реформа высшего образования движется в направлении снижения, а не увеличения инвестиций в нее, что негативно отразится на всей системе образования страны. Заметим, что у нас 11-летняя средняя школа (в других развитых странах в основном 12-летняя). У нас один год теряется в средней школе плюс утрачивается один год в высшей школе. Разумно было бы начать реформу с удлинения срока обучения в средней школе. Можно сказать, что теоретически и концептуально высшая школа мало подготовлена к тому, чтобы восполнить утрату одного года подготовки бакалавров для сохранения того уровня подготовки, который был при пятилетнем сроке обучения.
Представляется, что важнейшей задачей реформирования высшей школы должно стать наращивание профессионализма как показателя качества человеческого капитала. Только высокий профессионализм позволит выпускникам высшей школы занять достойное место на рынке труда.
Чтобы сохранить профессиональную подготовку хотя бы на прежнем уровне, нужно пересмотреть содержание учебных планов, сократить общеразвивающие, общеобразовательные дисциплины, чтобы обеспечить достаточную представленность в обучении дисциплин профессиональной подготовки. В свою очередь, это сокращение не может не привести к снижению социально-культурной компетенции специалистов, а вместе с этим к снижению культурного и, самое главное, духовного состояния и трудовых коллективов в частности, и общества в целом. В условиях четырехлетней высшей школы совершенно по-другому должны быть организованы и практики — производственные и преддипломные.
Сокращение сроков обучения в высшей школе предъявляет требования к пересмотру утвержденных методик обучения, педагогических и психологических подходов, которые являются основой интенсификации учебного процесса. Можно сказать, что современная высшая школа и в материально-техническом, и психолого-педагогическом аспектах к этому готова. Действительно, в отношении профессорско-преподавательского состава отечественная высшая школа нисколько не уступает зарубежным университетам. Но существующая система учета преподавательского труда сугубо формальна. Это бюрократическая процедура, которая ограничивает преподавателя в возможностях обновления методик и форм обучения, поскольку рассчитана на нормы старой высшей школы, где самостоятельная работа студентов сводилась к минимуму. В новой же высшей школе возрастает значение преподавателя как консультанта, как руководителя процесса обучения и научной работы, основанных на преимущественно самостоятельной работе студента. Поэтому мало инвестировать в образование, в сам педагогический процесс. Важно еще преодолеть многочисленные индивидуальные и личностные проблемы студента, которые в итоге приводят к снижению результативности сделанных инвестиций. Несомненно, это сложнейшая задача, решение которой требует опоры на особенности возрастной психологии, педагогически грамотной, совершенной организации учебного процесса, признания самой личностью образования как важнейшей ценности, без которой невозможны ни социальная адаптация, ни личностная самореализация.
Воспитание так же необходимо для создания человеческого капитала, как и обучение в вузе. Только при их единстве можно извлечь из проводимой реформы наивысшую общественную пользу.
В условиях реформирования высшего образования проблема накопления знаний становится особенно актуальной, что традиционно связано с их устареванием, но, самое главное, с необходимостью профессионального доучивания, профессиональной адаптации. И хотя предприятия заинтересованы в получении конкурентоспособных специалистов, они обычно не готовы к инвестициям, которые необходимо направлять на повышение профессионализма выпускников высшей школы. Эта ситуация может продолжаться сколь угодно долго, а точнее до момента, когда государство вновь возьмет повышение квалификации в свои руки. Но и каждый человек должен относиться к своему капиталу как предприниматель, сущность деятельности которого составляет перемещение капитала из менее доходных в более доходные сферы труда. Это предполагает, конечно, постоянную работу над собой, постоянное наращивание знаний, своего рода их селекцию и безжалостное избавление от той их части, которую можно назвать инфляционной.
Изложенные выше положения по существу представляют стратегию совершенствования образовательного процесса в Государственном университете управления. Мы убеждены, что постоянное повышение мастерства профессорско-преподавательского состава, улучшение учебно-методического материала, обновление технико-технологического учебного процесса, воспитательная работа позволяют создать высокоэффективный человеческий капитал, используемый на благо России.