Договор купли-продажи не может быть признан ничтожным из-за того, что при оплате по нему были нарушены требования валютного законодательства (постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 5225/09).
Между продавцом и покупателем заключен договор купли-продажи. Цена в нем установлена в долларах США, но оплата производится в рублях. Покупатель в нарушение требований валютного законодательства оплатил договор наличной валютой. В установленный договором срок продавец свои обязательства по передаче товара не исполнил, и покупатель уступил свои права требования по договору новому кредитору, о чем уведомил должника. Продавец-должник и новый кредитор подписали соглашение о новации долгового обязательства по договору купли-продажи в заемное обязательство. Однако в оговоренный срок заем погашен не был. В это время в отношении продавца-должника было возбуждено дело о несостоятельности и введена процедура наблюдения. Новый кредитор обратился в суд с заявлением включить в реестр требований кредиторов его требование по соглашению о новации долгового обязательства по договору купли-продажи в заемное обязательство.
Суд требование нового кредитора удовлетворил. Но кассационная инстанция отменила это решение, поскольку, по ее мнению, обязательство, возникшее из договора купли-продажи, неправомерно заменено на заемное обязательство.
Кассационный суд исходил из того, что сделка передачи наличной иностранной валюты ничтожна, поскольку противоречит порядку осуществления валютных операций, установленному в соответствии со ст. 140 и 317 ГК РФ, и не влечет правовых последствий. Поэтому у продавца не возникло встречного обязательства по передаче товара. Соответственно уступка прав требования была произведена по несуществующему обязательству, которое не могло быть переведено по соглашению о новации в заемное обязательство.
Рассматривая дело в порядке надзора, Президиум ВАС РФ с таким подходом не согласился.
Дело в том, что обязанность по передаче товара возникла у продавца в силу договора купли-продажи, в котором предусмотрена оплата стоимости товара в рублях путем перечисления покупателем денежных средств продавцу. Это условие не противоречит законодательству о валютном регулировании и валютном контроле, а также ст. 317 ГК РФ. Поэтому передача наличной иностранной валюты в нарушение порядка осуществления валютных операций не может порочить действительность договора купли-продажи и свидетельствовать о прекращении обязанности продавца по его исполнению. Значит, уступка прав требования по договору купли-продажи и последующая их новация в заемное обязательство произведены по реальному обязательству, которое продавец обязан исполнить перед новым кредитором.
Таким образом, для признания договора ничтожным необходимо исходить из существа и конкретных условий договора, а не факта допущенного нарушения закона при оплате по нему.
В то же время, заключая договор цессии или соглашение о новации, нужно внимательно изучать условия первоначального обязательства. Ведь в случае признания его ничтожным сделки по его переуступке и прекращению также могут быть признаны недействительными.