Непереоформление лицензии организации в связи с изменением ее адреса не влечет недействительность лицензии, выданной в установленном законом порядке (постановление ФАС Западно-Сибирского округа
от 29.10.2009 по делу № А27-2263/2009-6).
Налоговая инспекция проверила организацию, осуществлявшую деятельность в области игорного бизнеса (хотя вопрос игорного бизнеса уже не столь актуален, но суть спора применима и к другим лицензируемым видам деятельности), и обнаружила нарушение. Оказывается, организация работала по лицензии, в которой был указан ее прежний адрес. На этом основании инспекция вынесла предписание о незамедлительном прекращении деятельности игорного заведения. Организация не согласилась и обратилась в суд. И выиграла.
В пункте 1 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 128-ФЗ) сказано, что при изменении наименования юридического лица или его места нахождения, а также адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности лицензиат в течение 15 дней с даты внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ обязан подать в лицензирующий орган заявление о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии.
Но налоговики не могут наказывать за нарушение этого требования.
В соответствии со ст. 6 и 13 Закона № 128-ФЗ решение о приостановлении действия лицензии и обращении в суд с требованием об аннулировании лицензии может принимать только лицензирующий орган. Налоговая инспекция в силу ст. 12 Закона № 128-ФЗ не относится к числу лицензирующих органов, которые проводят лицензионный контроль в целях проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований.
Итак, налоговики не могут наказывать за какие-либо нарушения налогоплательщиком требований законодательства о лицензировании. Единственное, что они вправе сделать на основании ст. 31 НК РФ, — ходатайствовать об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий.