Себестоимость продукции как основа принятия решений

| статьи | печать

Стратегия развития предприятий машиностроительной отрасли до сих пор неясна. Нет четкого плана дальнейших действий, решения зачастую принимаются хаотично. Многие предприятия находятся в ожидании, не осознав, что решающее слово за ними.

Рассмотрим типичный пример. У машиностроительного предприятия два вида производства — гражданское и специально выделенное под государственные заказы. Текущий анализ состояния дел показал отсутствие прибыли. Было принято антикризисное предложение по специальным условиям поставки, которое впоследствии оказалось убыточным. При запуске производства начались авральные изменения распределения ресурсов, что привело к нарушению планов по выпуску продукции. Но, изменив тактику, руководство сталкивается с проблемами планирования и переналадки производственных центров, ориентированных на гражданскую продукцию. Принимается поспешное и неверное решение сократить штат сотрудников.

Под горячую руку попали конструкторско-технологическая и финансовая службы. При поступлении нового заказа на разработку и производство модифицированной продукции у предприятия уже нет возможности оперативно рассчитать даже плановую себестоимость. О модификации технологии в сжатые сроки говорить не приходится.

Даже при таком развитии событий можно найти правильный алгоритм действий. Анализ типичных антикризисных мер и их причин позволяет определить приоритетные направления, касающиеся исправления сложной ситуации для большинства предприятий (см. таблицу).

Так, в условиях резкого снижения спроса на продукцию необходимо предпринимать меры по его стимулированию. Как правило, предприятия предлагают скидку, но при этом мало кто из них рассчитывает и обосновывает ее экономически.

Ключевым показателем обоснования цены и соответственно скидки и дополнительных специальных условий поставок по любому типу изделий является их себестоимость, причем как плановая по каждому продукту, так и фактическая.

Достоверно рассчитать себестоимость можно с помощью информационных систем, в частности программного продукта «1С:Управление производственным предприятием», который входит в состав специализированного отраслевого программно-методического комплекса «1С:Машиностроение» (ПМК).

Себестоимость можно разложить на производственные расходы и внепроизводственные расходы, на постоянные затраты и переменные. Задача в том, чтобы обеспечить совокупность конечной выручки не ниже фактически рассчитанной себестоимости. Варианты решения различны. Например, можно снять данный вид продукции с производства и заменить его альтернативным с устойчивым спросом, используя при этом высвобожденные производственные мощности. В данном варианте ПМК способен ответить на вопрос, какую продукцию лучше разместить на высвобожденных мощностях и как это в дальнейшем скажется на ее себестоимости.

Можно предложить продукцию ниже себестоимости. Казалось бы, абсурд. Однако это не так. В состав себестоимости, как уже отмечалось, входят постоянные и переменные затраты. Если производство находится на грани остановки, совокупная выгода от продажи продукции в ценовом диапазоне от полной себестоимости до величины, уменьшенной на составляющую переменных затрат (при отсутствии сдельной заработной платы в приоритетном эквиваленте), для компании важнее. Тотальная минимизация затрат посредством остановки производства и выплат (пусть даже в меньшем объеме) при вынужденном простое экономически менее выгодна и социально напряжена.

С помощью инструментария ПМК можно рассчитать прибыль данного решения. Не стоит забывать и о план-фактном анализе себестоимости. Механизмы для постоянного контроля фактической себестоимости в ПМК имеются. Вынужденно изменился маршрут изготовления продукции, использовали альтернативную оснастку или материал-заменитель, любые изменения от плановых данных доступны для ценового анализа влияния на изменение прибыли по уже выпущенной продукции. Таким образом, можно контролировать даже самые непредсказуемые внеплановые ситуации — фактическая себестоимость достоверно рассчитана. Можно разрабатывать новые управленческие решения.

Таблица

Анализ и причины допущенных ошибок

Ошибка

Причины

Убыточное антикризисное предложение по одному из направлений продуктового ассортимента

Отсутствие механизма достоверного расчета себестоимости каждого типа продукции (в том числе невозможность оперативно пересчитать себестоимость при внесении
конструкторско-технологических изменений)

Срыв производства по группам продукции

Отсутствие механизма формирования объемных планов с учетом загрузки ключевых ресурсов компании

Невозможность оперативно перераспределить конечные мощности производственных центров

Отсутствие инструментария и механизма для осуществления календарного планирования

Резкое сокращение персонала

Отсутствие механизма анализа и поиска источников снижения затрат

Невозможность обеспечить оперативные модификации продукции для ключевого клиента в текущих условиях

Отсутствие механизма оперативной модификации производимой продукции по участку конструкторско-технологической подготовки