Таможня решила оставить без топлива рыбопромысловые суда, пересекающие границу. Именно такие, на первый взгляд, нелепые обстоятельства рассмотрел Президиум ВАС РФ в постановлениях от 10.11.2009 № 7022/09 и 7151/09. Кто оказался прав?
Таможенное законодательство предусматривает ряд льгот для транспортных средств, перевозящих товары. Одна из них — режим перемещения припасов.
Буква закона
Пункт 1 ст. 264 Таможенного кодекса РФ
Перемещение припасов — это таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера.
Рассмотрим случай, когда таможенники попытались лишить льгот рыболовецкие суда.
Суть нарушения
Рыболовецкое судно, прибывшее в РФ, подало декларацию, заявив таможенный режим перемещения припасов в отношении дизельного топлива. Далее оно проследовало в район промысла на таможенной территории РФ, где осуществляло лов рыбы и приемку рыбопродукции.
Неожиданно таможня решила привлечь владельца судна к ответственности на основании ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ за нарушение режима перемещения припасов.
Претензии таможни
По мнению таможни, основное условие применения таможенного режима перемещения припасов, закрепленное в ст. 264 Таможенного кодекса РФ, заключается в том, что перемещение товаров, помещаемых под этот режим, неразрывно связано с транспортными перевозками.
Помимо транспортных перевозок в п. 4 ст. 265 Таможенного кодекса РФ предусмотрена возможность использовать морские суда для целей торгового мореплавания, что не исключает требования законодателя об использовании припасов только при нахождении судна в международном рейсе. В данном случае, по мнению таможни, судно не занималось международной перевозкой (в смысле положений Конвенции ООН о смешанных перевозках грузов, утвержденной в Женеве 24.05.80), а вело производственную деятельность в каботажном рейсе, то есть согласно ст. 4 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее — КТМ) осуществляло сообщение между морскими портами РФ.
Как указала таможня, рейсовым заданием было установлено, что рыболовное судно уходит в рейс из порта Петропавловска-Камчатского на траловый промысел, приемку и обработку рыбы в море. Задание также предписывало перед переходом на приемку и обработку лососевых видов рыб выполнить формальности по открытию границы в портпункте Корф. После окончания лососевой путины необходимо прибыть в порт Петропавловск-Камчатский для закрытия границы. Из этого таможня сделала вывод о каботаже, то есть перевозке между портами РФ, к которой правила о припасах не применяются.
Ссылку на то, что п. 1 ст. 267 Таможенного кодекса РФ допускает применение режима перемещения припасов в период стоянки судна, если экипаж на это время не покидает судна, таможня не приняла. По ее мнению, в названной норме идет речь о стоянке в порту прибытия (убытия) судна в перерыве между окончанием и началом международной перевозки.
Таможня утверждает, что исключение, предусмотренное в п. 1 ст. 267 Таможенного кодекса РФ, не распространяется на производственную деятельность, осуществляемую данным судном.
Казалось бы, весомые аргументы. Только суды, в том числе ВАС РФ, развенчали эти утверждения (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 10.11.2009 № 7022/09).
У рыболовецкого судна каботажа нет
Сначала суд развенчал миф о каботаже. В части 1 ст. 4 КТМ установлено, что перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами России (каботаж) осуществляются судами, плавающими под Государственным флагом РФ, за исключением судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов. Из этого суд сделал вывод, что существенными элементами каботажа являются перевозки и буксировка между портами РФ.
В пункте 1 ст. 9 КТМ содержится понятие морского порта. Это совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.
Суд сделал вывод, что заход судна в портпункт Корф для таможенного оформления не означает окончания рейса. Получение разрешения на выход судна из портпункта Корф — обычная процедура торгового мореплавания, которая не свидетельствует о начале нового рейса.
Интересен и другой аргумент суда. В соответствии с п. 2 ст. 7 КТМ под судами рыбопромыслового флота понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для рыболовства, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.
Таким образом, поскольку суда, используемые для рыболовства, не осуществляют перевозку и транспортировку между портами России, понятие каботажа вообще не должно к ним применяться и какие-либо ссылки таможни на это беспочвенны.
Для припасов необязательна перевозка
Далее суд перешел к вопросу о том, обязательны ли признаки перевозки для применения режима перемещения припасов.
Постановлением Правительства РФ от 09.07.2001 № 524 «Об установлении таможенного режима перемещения припасов», которое действует и в настоящее время в части, не противоречащей Таможенному кодексу РФ, утверждено Положение о таможенном режиме перемещения припасов (далее — Положение).
По мнению суда, используемые в Положении определения понятий «перемещение припасов» и «припасы» не противоречат аналогичным понятиям, содержащимся в ст. 265 Таможенного кодекса РФ.
Так, в п. 3 Положения закреплено, что припасы, находящиеся на морских и воздушных судах, при ввозе на таможенную территорию РФ освобождаются от обложения таможенными пошлинами и налогами при условии, что они остаются и потребляются на этих судах во время их нахождения на таможенной территории РФ.
Кроме того, ГТК России в письме от 30.06.2004 № 01-06/24115 «О таможенном оформлении судового снаряжения, судовых припасов, запасных частей и оборудования, предназначенных для использования на морских (речных) судах» разъяснил, что в соответствии с п. 1 ст. 265 Таможенного кодекса РФ к категории товаров, подпадающих под действие таможенного режима перемещения припасов, относятся товары:
• необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (в том числе топливо или горюче-смазочные материалы);
• предназначенные для потребления пассажирами или членами экипажей на борту морских (речных) судов, независимо от того, продаются эти припасы или нет;
• предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей морских (речных) судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов.
Кроме того, суд указал, что содержание ст. 265 Таможенного кодекса РФ корреспондируется с положениями главы 4 «Припасы» Специального приложения J к Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Брюссельского протокола 1999 г. (Киотская конвенция). Согласно положениям названной главы под припасами понимаются не только товары, которые предназначены для потребления пассажирами и членами экипажа на борту морских (речных) судов, но и товары, необходимые для эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, включая топливо и смазочные материалы, но исключая запасные части и оборудование (F.3 «Определение понятий»).
Суд отметил, что в этих нормах не содержится указания именно на перевозку товаров транспортным средством, поэтому действие указанного письма ГТК России распространяется и на морские (речные) суда, не используемые для международных перевозок товаров и пассажиров и перечисленные в ст. 280 Таможенного кодекса РФ. Значит, рыболовецкое судно имеет право заявлять в отношении своего топлива режим перемещения припасов.
Вывод можно расширить: любые товары, потребляемые во время перемещения транспортного средства, независимо от того, используется оно для международной перевозки или для производственной деятельности (и не только рыбопромысловой), могут помещаться под режим перемещения припасов и освобождаться от таможенных пошлин.