Приказом от 06.11.2009 № 2017 «Об утверждении Порядка применения случайной выборки товаров и транспортных средств для проведения таможенного осмотра с использованием инспекционно-досмотровых комплексов» ФТС России утвердила порядок досмотра автотранспорта в пунктах пропуска через границу.
Особые надежды таможенная служба возлагает на инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК), которые способны просветить рентгеновскими лучами грузовую фуру.
Однако весь въезжающий автотранспорт даже с их помощью проверить невозможно, поэтому используется принцип выборочности, для которого должны быть установлены свои правила. Их и определила таможня этим приказом.
Выборочный контроль базируется на случайном отборе с помощью программного обеспечения. На практике это будет происходить так. В момент регистрации прибывающего транспорта с помощью специального ПО запустят случайную выборку и компьютер укажет таможеннику, что сделать: отпустить фуру или отправить ее на таможенный досмотр с помощью ИДК.
Отказаться от выданной компьютером рекомендации можно в строго определенных случаях:
— габариты транспортного средства не соответствуют техническим возможностям ИДК;
— перевозимые товары не подлежат таможенному досмотру с использованием ИДК (живые животные и т.п.);
— мобильный ИДК не эксплуатируется в регионе деятельности таможенного поста на момент формирования с применением случайной выборки указания о проведении таможенного досмотра с использованием ИДК, при этом мобильный ИДК не может быть перемещен на таможенный пост в разумно короткие сроки;
— неисправность ИДК не позволяет использовать его для проведения досмотра товаров и транспортных средств, если она не может быть устранена до окончания таможенного оформления товаров, в отношении которых по результатам применения случайной выборки сформировано указание о проведении таможенного досмотра с использованием ИДК.
Но о конкретных параметрах случайной выборки в приказе нет ни слова, указано лишь, что их определяет ФТС России. Предложения об установлении или изменении параметров случайной выборки не реже одного раза в полгода будет готовить соответствующее подразделение ФТС России, а сами параметры будет утверждать руководитель таможенной службы.
В то же время некоторые вопросы остались открытыми. Например, будет ли формироваться официальный документ, фиксирующий случайный результат, выдаваемый программой? Приказ говорит о некоем электронном отчете о результатах применения мер по минимизации рисков. Но это внутренний документ таможни, а как таможенники подтвердят участнику ВЭД результаты случайного отбора?
Может ли должностное лицо принудительно вопреки компьютерной подсказке отправить транспортное средство на досмотр?
Такого права его никто не лишал. Значит, система случайной выборки — очередная красивая идея.