Посоветоваться с учеными никогда нелишне. Особенно если вопрос касается таких высоких материй, как экономическая политика государства и конкурентоспособность страны. В чем-то это должно помогать министрам видеть перспективу и учитывать возможные неприятности при составлении средних и дальних планов экономического развития.
Ученые же в совете никогда не отказывают. Тем более если за это еще и платят.
Так, на днях Центр развития обнародовал свою разработку, которую в конце прошлого года выполнил по заказу ВШЭ, заключившей на это исследование госконтракт с МЭРТ и Всемирным банком. Тема исследования актуальнейшая — конкурентоспособность российской экономики.
Мы решили взглянуть на налоговую нагрузку. Так как каждого из нас это волнует едва ли не в первую очередь. Наши чиновники и министры, вершащие судьбы налоговой политики в стране, при каждом удобном случае (особенно на ропот бизнеса) подчеркивают, что уровень налоговых изъятий в России один из самых низких среди развитых стран мира («Чего вам еще надо?!»).
И в самом деле, в отечестве нашем объем всех поступлений налогового характера составляет около 28% ВВП. Скажем, за соседнюю Финляндию сердце должно кровью обливаться — там этот показатель порядка 44% ВВП. Выглядит издевательством над финским народом. Только вот ропота тамошнего бизнеса не слышно, а народ суоми живет в мире и достатке. Им бы еще «сухой» закон отменить...
Но вернемся на Родину. Выходит, уровень налоговой нагрузки — вещь для здоровья конкретной экономики довольно относительная. Может, стоит взять пример с другого края? Вон в Китае налоги в ВВП всего процентов 17, а в Индии совсем смешные — 10. И ведь развиваются, особенно китайцы!
Вопрос, снижать или не снижать налоги, конечно, лежит в плоскости полезности для всей экономики страны, повышения ее конкурентоспособности на мировой арене. Что с этой точки зрения советуют ученые? Заглянем еще раз в раздел исследования «Меры налогового характера»:
-
Испытывая определенные трудности с вовлечением в производство дополнительной рабочей силы, российские власти должны ориентироваться на рост ее качества, что трудно совместить со снижением налоговой нагрузки до уровня Китая, Малайзии и Мексики (до 17—19% ВВП), а тем более Индии — 10% ВВП.
-
Дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику не может являться значимым фактором роста ее конкурентоспособности в силу тех ограничений, которые такое снижение наложит на уровень расходов государственного бюджета, способствующих формированию человеческого капитала (на образование и здравоохранение).
-
Усиление конкурентоспособности российской налоговой системы может идти по пути улучшения администрирования налогов, сокращающего издержки налогоплательщиков на преодоление административных барьеров.
А как вам это нравится? С одной стороны, эти советы, конечно, бальзам на души известных министров: зря, мол, премьер так суетится со ставкой НДС. Стоило неуступчивым министрам отлучиться в январе по делам за границу, Фрадков возьми да и воткни в среднесрочную программу экономического развития страны задачу снижения НДС до пресловутых 13%. Эко подловил!
Но ученые отговаривают трогать уровень налогов.
Хотя, с другой стороны, пунктик третий вещает следующее: господа, самое актуальное сегодня — сделать щадящим налоговое администрирование, ну замордовали же бизнес! А уровень налогов — дело пока второе.
И как же это совпадает с мнением самих предпринимателей! Сегодня ведь главный фронт борьбы между бизнесом и властью как раз и проходит по законопроекту о налоговом администрировании. Результаты пока, к сожалению, не в пользу бизнеса (см.-с. 4 этого номера).
Прислушиваться или нет к мнению ученых — дело, конечно, хозяйское. Как говорится, «уплочено». Обидно только за конкурентоспособность нашей экономики...
Производительность труда и занятость в отраслях экономики в 2001—2004 гг.*
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Среднегодовой темп роста в 2001—2004 гг. | |
Занятость, темп прироста к предыдущему году, % | |||||
Экономика в целом |
0,6 |
1,0 |
0,5 |
0,4 |
0,6 |
Промышленность |
1,0 |
– 1,1 |
– 1,3 |
– 1,5 |
– 0,7 |
Сельское хозяйство |
– 4,8 |
– 3,1 |
– 5,9 |
– 5,7 |
– 4,9 |
Строительство |
0,3 |
– 0,7 |
2,0 |
1,2 |
0,7 |
Производство рыночных услуг |
4,0 |
5,6 |
2,1 |
1,7 |
3,4 |
Производство нерыночных услуг |
– 0,4 |
0,8 |
1,8 |
1,5 |
0,9 |
Производительность труда, темп прироста к предыдущему году, % | |||||
Экономика в целом |
4,5 |
3,7 |
6,8 |
6,7 |
5,4 |
Промышленность |
3,8 |
5,1 |
8,9 |
7,7 |
6,4 |
Сельское хозяйство |
17,0 |
6,2 |
12,3 |
9,1 |
11,1 |
Строительство |
9,6 |
3,5 |
12,1 |
8,9 |
8,5 |
Производство рыночных услуг |
0,3 |
0,5 |
5,2 |
6,8 |
3,2 |
Производство нерыночных услуг |
– 0,2 |
1,4 |
2,1 |
0,8 |
1,0 |