Чем дольше проект закона «О совершенствовании налогового администрирования…» находится в Госдуме, тем больше опасений возникает у предпринимательских объединений. Нет, в правильности и нужности депутатских поправок никто не сомневается, но слишком велики шансы, что эти поправки не будут иметь отношения к действительности.
Обсуждение поправок в Госдуме идет своим чередом: каждое предложение депутатов встречает весьма серьезное сопротивление со стороны Минфина и ФНС. Все остальные мероприятия, инициируемые бизнесом, представители правительства игнорируют, и в результате получается, что различные эксперты практически раз в неделю объясняют сами себе и собравшимся слушателям (то есть представителям предпринимательского сообщества, для которых правительственный законопроект представляет реальную угрозу), что в проекте нужно поправить.
Свежий пример — «круглый стол» ОПОРЫ России «Проблемы и перспективы налогового администрирования: ожидания и результаты», собравший представителей РСПП, Деловой России, ТПП РФ, депутатов Госдумы Андрея Макарова и Наталью Бурыкину, экспертов по налоговому законодательству. Исполнительная власть на встрече была представлена заместителем руководителя управления налогового контроля ФНС Еленой Карповой, которая с ходу заявила, что добросовестным налогоплательщикам не страшна никакая проверка, и конфликта с налоговыми органами у них просто быть не может. То есть проблем нет, налогового террора нет, налоговики не работают в поте лица над доначислениями, а стремятся каждому налогоплательщику разъяснить закон. Так и хочется сказать: «Ох уж эти сказочки!..» К чему тогда совершенствовать налоговое администрирование, если и так все в шоколаде?
Правда, на вопрос А. Макарова, как в таком случае налоговые органы планируют увеличить собираемость НДС на 56% и обеспечить 90 млрд доначислений по контрольным мероприятиям (а такие показатели заложены в Законе о бюджете на 2006 г.), смогли ответить только бизнесмены, но никак не Е. Карпова.
Да, у налоговиков действительно нет проблем с налогоплательщиками, отмечает руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства Дина Крылова. Но вот у налогоплательщиков они есть. До того как инспектор выяснит, правильно ли уплачены налоги, предприятиям приходится пройти через достаточно разорительный процесс. Тем более что, по мнению руководителя Комитета по налогам, учету и фискальной политеке ОПОРЫ России Александра Паперно, при нынешнем Налоговом кодексе и допускаемых трактовках быть уверенным, что налоги уплачены правильно, налогоплательщик не может никогда. А ведь еще есть набившая оскомину добросовестность, определяет которую налоговый инспектор (причем почему-то заранее считается, что сам он — добросовестный).
По словам Евгения Ясина, «если бы у нас был нормальный суд, можно было бы и не вносить детали в НК». Но как недавно отмечал на конференции «Налоговые проверки: способы защиты и снижения рисков в 2006 г.» управляющий партнер компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергей Пепеляев, значимость правозащитных решений Конституционного Суда 2002 — 2004 гг. постепенно снижается. Суды все чаще ссылаются на позицию КС, когда им нужно обосновать недобросовестность налогоплательщика или схему, принять решение в пользу бюджета.
Так что на суды надежда слабая. На налоговые органы с их прогнозными ориентировками поступлений в бюджет — тем более, а значит, остается прописывать в НК процедуры, с тем чтобы исключить возможность произвола со стороны чиновников. И выход сейчас один — корректировать законопроект правительства. Потому что в противном случае в работе налоговых органов будет по-прежнему преобладать фискальная составляющая, а значит, не будет расти бизнес, то есть экономика. А цены на нефть — вещь преходящая, и если приток денег экономика не сможет «поглотить», то мы будем иметь не экономический рост, а одну инфляцию.
Поправки депутаты подготовили логичные, защищающие интересы бизнеса (о них мы писали в № 48 «ЭЖ» за 2005 г.), представители предпринимательских организаций их, естественно, поддерживают. Однако бизнесмены (что также вполне естественно) переживают, что депутатам, как это уже не раз бывало, не удастся отстоять их при принятии законопроекта во втором чтении.
Такие сомнения вызывают у авторов поправок негодование. «Бизнеса сегодня нет, его не слышно! Это я вам говорю как депутат», — заявил под занавес «круглого стола» А. Макаров.
Действительно, «эффект «ЮКОСа» проявился не только в том, что предприятия стали лучше платить налоги, а деловая активность несколько упала, но и в том, что предпринимательские объединения не хотят портить отношения с властью. За ними стоит действующий бизнес, и с этой точки зрения они уязвимы.
В итоге складывается ситуация, аналогичная прошлогодней. Тогда серия совещаний представителей бизнеса и Минфина дала возможность последним заявлять с высоких трибун о том, что проект закона о совершенствовании налогового администрирования согласован с предпринимательским сообществом. А бизнес теперь пытается объяснить, что их выслушали, но их точку зрения в расчет не приняли. Депутаты же говорят о том, что поддержка бизнеса могла бы быть и поактивнее.
Конечно, народные избранники на то и есть, чтобы принимать законы. Но налоговые вопросы настолько болезненны, что отмалчиваться, уповая на Думу, бизнесу не стоит.
Сергей ПЕПЕЛЯЕВ:
— Даже если правительственный законопроект будет переработан, прессинг не ослабнет. Это государственная политика: снижение налоговой нагрузки и усиление налогового контроля.
Евгений ЯСИН:
— Когда я прочитал законопроект правительства, я понял, что такое налоговый террор. Если его не поправить, то с любым налогоплательщиком можно будет сделать все, что угодно. Этот законопроект — попытка легализовать практику, которая появилась в работе налоговых органов в последние два года.