Большинство российских регионов по-прежнему остаются для иностранных инвесторов «белыми пятнами», но вкладывать деньги в отечественную экономику становится все менее рискованно.
Год 2005-й уже назван переломным в отношении инвесторов к России: приток капитала в страну впервые превысил вывоз его за рубеж (0,3 млрд дол.). При этом основная доля инвестиций пришлась на банковский сектор. В итоге суммарный объем внешних заимствований российского бизнеса вырос в 2,5 раза (57,4 млрд дол. в 2005 г. против 23,3 млрд в 2004-м).
Эксперты весьма сдержанно комментируют эти результаты, полагая, что смена «инвестиционного сальдо» отнюдь не свидетельствует об оздоровлении российской экономики. В самом деле, если страна выполняет свои обязательства и плюс к этому скопила приличные золотовалютные резервы со Стабфондом, то почему бы не кредитовать несколько компаний? Значительная доля заимствований пришлась в прошлом году именно на них. Например, Сбербанк, ВТБ, ВЭБ и Россельхозбанк заняли за границей порядка 6,45 млрд дол. — почти 36% средств, привлеченных всем российским банковским сектором. «Газпром», «Роснефть», «Совкомфлот», РЖД, «Транснефть» и «АЛРОСА» позаимствовали 28,2 млрд дол., то есть около 3/4 всех займов предприятий (а в целом они составили около 39,4 млрд дол.).
Даже прошлогоднее повышение рейтинга России по обязательствам в иностранной валюте с ВВ+ до уровня инвестиционного ВВВ- многие связывают с улучшением внешней ликвидности, а отнюдь не с улучшением экономического климата. Высокие политические риски, непредсказуемая налоговая политика, ангажированность государственных органов власти при решении конфликтов собственников крупных бизнес-структур — все эти факторы пока не позволяют пролиться над страной настоящему денежному дождю.
Тем не менее оценки рейтинговых агентств все-таки повлияли на умонастроение инвесторов, что позволило российскому бизнесу увеличить объем внешних заимствований. Пока доля иностранного капитала не превышает 46%, однако этот показатель постоянно растет. В частности, в 2005 г. приток иностранных денег в экономику вырос почти на треть.
В ближайшей перспективе Россия могла бы претендовать на более высокий уровень суверенного рейтинга, однако это уже будет связано не с формальными индикаторами (объем золотовалютных резервов Стабфонда, выплаты Парижскому клубу и др.), а с ходом реформ внутри страны и «региональной составляющей». В частности, способностью регионов выдержать нагрузку со стороны текущих расходов и решить проблему финансирования инфраструктуры, не допустив при этом роста долговых обязательств.
Не так давно рейтинговое агентство Standard&Poors представило кредитный рейтинг по 26 российским регионам (данные на 21.09.2005). Единственный регион, имеющий рейтинг инвестиционной категории, — столица, признанная городом с минимальным уровнем валютных рисков — не более 10% текущих доходов. Значительный разрыв в уровне региональной кредитоспособности — одна из типичных черт нашей экономики, причем в среднесрочной перспективе он, по мнению экспертов, будет только расти.
На втором месте после столицы — Санкт-Петербург (ВВ+/Позитивный), бюджет которого имеет высокие показатели при относительно небольшом долге. В третью группу регионов входят Ханты-Мансийский АО (ВВ/Позитивный), Ямало-Ненецкий АО (ВВ-/Позитивный), Московская область (ВВ-/Позитивный), а также Башкортостан (ВВ-/Стабильный), Самарская область (ВВ-/Стабильный). Последние два региона отличаются достаточно устойчивыми финансовыми показателями при относительно небольшой задолженности. Однако зависимость от федерального бюджета, а также низкая предсказуемость и отсутствие гибкости региональных бюджетов являются сдерживающими факторами. Кроме того, неблагоприятное влияние оказывает зависимость бюджетов от крупных налогоплательщиков («АвтоВАЗ», предприятия ТЭК), что говорит о потенциальной неустойчивости доходов этих регионов.
Серьезной проблемой для большинства регионов является качество управления, что напрямую связано с теми социально-политическими реформами, которые проводятся в России несколько последних лет. Отношение к ним у западных аналитиков весьма неоднозначное. Сегодняшнее состояние межбюджетных отношений и непредсказуемость их дальнейшего развития остаются едва ли не самыми главными причинами, сдерживающими инвесторов. По мнению экспертов, в прошлом году негативное влияние оказали и монетизация льгот, и муниципальная реформа, и рост расходов на госаппарат, и институционализация процедуры назначения губернаторов. Последняя настолько непонятна и непрозрачна для инвесторов, для которых важно знать перспективы финансовой и долговой политики, что это может стать серьезным препятствием для роста кредитного рейтинга регионов. Как и то, что в прошлом году так и не была решена проблема перераспределения ответственности между федеральным правительством и региональными администрациями в сфере межбюджетных отношений. В итоге, например, последнее повышение зарплаты бюджетникам негативно сказалось на кредитоспособности ряда регионов, не имеющих мощной налогооблагаемой базы. В частности, в подобной ситуации оказалась Калужская область. Это единственный регион, получивший в прошлом году рейтинг В+/Негативный.
Несмотря на претензии к российской бюджетной системе, в целом финансовое состояние большинства регионов, имеющих кредитный рейтинг, изменилось к лучшему: выросли бюджетные доходы и улучшилась ликвидность. При этом долговая нагрузка региональных бюджетов остается относительно низкой: уровень задолженности самых активных эмитентов не превышает 10—30%. Эксперты считают, что политика внешних заимствований в большинстве регионов могла бы быть более активной, учитывая рост налоговых доходов и существующую потребность в модернизации инфраструктуры.
Поэтому в перспективе следует ожидать дальнейшего повышения долговых обязательств регионов. Из-за увеличения доходов это не приведет к ухудшению ликвидности. В среднем прирост остатков на счетах бюджетов в первом полугодии 2005 г. составил 9% от объема доходов.
Единственной проблемой для региональных бюджетов в 2006 г., по мнению экспертов Standard&Poors, может стать ожидаемый переход на казначейское исполнение бюджетов в федеральное казначейство. Потеря регионами финансовой автономии, опасаются эксперты, способна привести к серии технических дефолтов. В первую очередь из-за низкого качества управления финансовыми ресурсами.
Кредитные рейтинги некоторых российских регионов (данные на 21.09.2005)
Кредитный рейтинг эмитента |
ВРП на душу населения, 2003 г., дол. |
Доходы бюджета (скорректированные), млн дол. |
Текущий баланс в % к текущим доходам бюджета | |||
2004 г. |
1-е пол. 2005 г. |
2004 г. |
1-е пол. 2005 г. (оценка) | |||
Башкортостан |
ВВ-/Стабильный |
2276,5 |
1118,1 |
613,7 |
26,9 |
23,4 |
Вологодская область |
В+/Стабильный |
3000,1 |
581,6 |
306,4 |
34,0 |
14,8 |
Иркутская область |
В/Стабильный |
1952,1 |
619,7 |
542,2 |
9,1 |
12,0 |
Калужская область |
В+/Негативный |
1729,7 |
318,3 |
173,0 |
8,7 |
19,4 |
Краснодарский край |
В+/Позитивный |
1594,9 |
1134,7 |
660,9 |
19,5 |
20,4 |
Ленинградская область |
В+/Стабильный |
2478,4 |
523,2 |
306,0 |
4,3 |
6,8 |
г. Москва* |
ВВВ-/Стабильный |
7949,4 |
14086,2 |
8572,7 |
30,2 |
42,8 |
Московская область |
ВВ-/Позитивный |
3102,9 |
2092,0 |
1349,4 |
21,1 |
21,7 |
Самарская область |
ВВ-/Стабильный |
3927,7 |
910,7 |
602,0 |
18,1 |
21,4 |
Ставропольский край |
В/Позитивный |
1820,9 |
612,5 |
370,5 |
12,7 |
13,6 |
г. Санкт-Петербург |
ВВ+/Стабильный |
4094,8 |
3394,0 |
2209,6 |
22,2 |
32,2 |
Свердловская область |
В+/Стабильный |
2401,8 |
1082,0 |
774,4 |
21,9 |
37,1 |
Татарстан |
В+/Стабильный |
3532,1 |
2168,0 |
1140,9 |
33,0 |
20,2 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
ВВ/Позитивный |
18062,8 |
3533,1 |
2021,6 |
51,8 |
58,8 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
ВВ-/Позитивный |
30616,3 |
1102,7 |
830,2 |
28,5 |
63,1 |
* В декабре рейтинг Москвы изменен на ВВВ/Стабильный.
Наша справка
Кредитный рейтинг региона (страны) учитывает текущее положение дел и перспективы развития. Он отражает не только риск неуплаты по конкретным долгам, но и инвестиционную привлекательность конкретного региона (страны).
Существуют три основные категории рейтинга: инвестиционный, спекулятивный и рейтинг невыполнения обязательств (состояние дефолта). Самый высокий — инвестиционный (ААА). Самый низкий — рейтинг D (дефолт). Они могут измеряться как по обязательствам в иностранной валюте (т. е. учитывать риски внешних заимствований), так и по шкале национальных валют. Кроме того, в каждой из категорий существует шкала подкатегорий и знаков, характеризующих финансовую стабильность региона (например, ВВВ+, ВВВ, ВВВ-…).