Стремление чиновников упорядочить отношения между водителями, ГИБДД и страховщиками целенаправленно ведет Россию в сторону Европейского протокола. Кроме этого, законотворцы вынашивают планы по присоединению России к системе «Зеленая карта» (международный аналог «автогражданки», при котором полис действует и при поездках за рубеж), что предполагает переход на европейские стандарты оформления дорожно-транспортного происшествия и обращения за выплатами.
ДТП без участия инспектора
Европейский протокол — система, призванная упростить регистрацию мелких аварий и получение компенсаций по полисам «автогражданки». Россияне смогут воспользоваться ее благами уже в этом году, но в полном объеме система заработает не раньше 2007-го. Однако нововведение может привести и к неприятным последствиям — росту тарифов ОСАГО и новым банкротствам страховщиков.
Первое и главное удобство системы состоит в том, что водители столкнувшихся машин в большинстве случаев могут самостоятельно зафиксировать происшествие, не прибегая к помощи дорожного инспектора. Если при аварии обошлось без травм и человеческих жертв, а между участниками ДТП нет разногласий по поводу обстоятельств случившегося, они могут обменяться данными полисов и, не теряя времени, разъехаться, зная, что страховщикам будет достаточно их показаний.
Вторая особенность Европейского протокола — порядок обращения за компенсацией ущерба. Потерпевший получает ее не в той компании, где застрахован виновник ДТП, а в своей (такое решение вопроса называется прямым урегулированием). А страховщики уже сами решают вопрос о взаиморасчетах.
Кроме всего прочего, подобная система взаимоотношений наглядно покажет оперативность и платежеспособность выбранной страхователем компании и повысит тем самым конкуренцию между СК. К примеру, если «родной» страховщик будет затягивать с выплатой компенсации или не устроит клиента по каким-либо другим причинам, то последний вряд ли снова заключит с ним договор.
Российский вариант
В конце прошлого года Минфин представил свою концепцию упрощенного урегулирования убытков, разработанную по поручению правительства. Чиновники предложили с 1 июля 2007 года ввести в России урезанную версию Европейского протокола.
Согласно проекту водителям не придется вызывать на место аварии ГИБДД лишь в том случае, если число участников ДТП не более двух человек, а сумма ущерба по «железу» не превышает 15 тыс. рублей. В большинстве европейских стран подобный лимит вообще не определен: ведь автовладелец не обязан быть экспертом-оценщиком. А если некая планка и существует, то она гораздо выше. Во Франции, например, она составляет 6,5 тыс. евро.
В большинстве европейских стран подобный лимит вообще не определен: ведь автовладелец не обязан быть экспертом-оценщиком. А если некая планка и существует, то она гораздо выше. Во Франции, например, она составляет 6,5 тыс. евро.В документе Минфина прямое урегулирование тоже предусмотрено, но лишь в тех случаях, когда размер компенсации не превышает 30 тыс. рублей. Пока предложенная концепция проходит согласование в заинтересованных ведомствах (МВД, Минтранс, МЭРТ), страховое сообщество уже успело на нее отреагировать.
Идея прямого урегулирования оказалась страховщикам близка — внедрить эту процедуру некоторые компании готовы досрочно и без ограничений по сумме выплаты. А вот перспектива отказа от услуг гаишников была воспринята болезненно.
В руководстве Российского союза автостраховщиков (РСА) считают, что запускать Европейский протокол следует только после того, как будут внесены изменения в законодательство, выработаны единые стандарты оценки ущерба, введена в действие единая информационная система.
В РСА не уверены, что эту работу удастся завершить к середине следующего года. Однако в 2007 году все же планируют подписать соглашение о присоединении к «Зеленой карте», но при этом предлагают перенести предложенный Минфином срок внедрения протокола на полгода.
Многие аналитики считают, что отмена регистрации ДТП дорожными инспекторами может вызвать резкий всплеск страхового мошенничества. А потери от этого могут стать столь значительными, что неминуемо вызовут рост тарифов. И дополнительные расходы автоматически лягут на плечи добросовестных автовладельцев. Чтобы исключить подобный вариант развития событий, необходимо ввести единые стандарты расчета ущерба, издать справочники с ценами на запчасти и ремонт в разных регионах, а также составить единый реестр техников-экспертов.
Большая семерка
Если решение вопроса о необходимости и сроках введения упрощенной регистрации ДТП является прерогативой государства, то второй аспект Европейского протокола — прямое урегулирование претензий — страховщики пытаются взять под свой контроль.
Так, в конце прошлого года 7 крупных операторов рынка ОСАГО провели совместную пиар-акцию, объявив о заключении соглашения о «взаимном урегулировании убытков». Иными словами, каждая из компаний изъявила готовность принимать от своих клиентов заявления на выплату компенсаций в случаях, когда виновником аварии был автовладелец, застрахованный любым участником данного пула.
На сегодняшний день участники коалиции контролируют более 60% рынка ОСАГО. И хотя ее двери открыты для всех, желающих примкнуть к «первопроходцам» пока нет. Одни заняли выжидательную позицию, другие обдумывают создание альтернативного альянса.
Не вызывает сомнения, что со временем прямое урегулирование в России станет нормой. Перейти же к нему сейчас мешает тотальное недоверие страховщиков друг к другу и разный уровень их развития. Но одно ясно точно — в этом вопросе мы все-таки догоним старушку-Европу.
Преимущества введения Европейского протокола: