Договоры перевозки грузов и транспортной экспедиции широко распространены в хозяйственном обороте. Несмотря на это (а скорее всего именно поэтому), они вызывают у клиентов транспортных компаний немало вопросов. Связаны они зачастую с тем, что отправителям и получателям грузов плохо известны их права и обязанности.
Ниже мы расскажем о том, какие действия должна предпринять фирма, заключающая с автотранспортной компанией договоры транспортной экспедиции и перевозки грузов.
Что такое перевозка и экспедиция
Казалось бы, выполнение обязанностей при перевозке и экспедировании грузов — это в первую очередь проблема транспортной компании. Однако на практике, заключив договор, ее клиент также принимает на себя массу обязательств. И твердое знание своих обязанностей если не гарантирует полного отсутствия конфликтов с перевозчиком, то по крайней мере сведет их к минимуму.
Основные обязанности сторон видны из самого определения договоров перевозки груза и транспортной экспедиции.
По договору перевозки перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель обязуется оплатить перевозку груза (ст. 785 Гражданского кодекса РФ).
А по договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента-грузоотправителя или грузополучателя выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза: сопровождение груза в пути, таможенное оформление, разгрузка и т.п. (п.1 ст. 801 ГК РФ).
Нетрудно заметить, что в качестве основной обязанности отправителя законодатель обозначил оплату услуг перевозчика (экспедитора). Но этим его обязанности не исчерпываются.
Заказ и накладная
Прежде всего нужно помнить, что любые договорные отношения начинаются с выполнения необходимых формальностей. И для заключения договоров перевозки и экспедиции необходимо составить ряд документов. Эта обязанность лежит на отправителе.
Первым документом, который руководитель фирмы-отправителя обязан составить и передать перевозчику, является заказ. В нем оговариваются наименование и адрес отправителя, дата и часы подачи машины, адрес получателя, а также сведения о самом грузе (наименование и количество, упаковка, количество мест, масса). Отсутствие в заказе необходимых реквизитов означает, что договор перевозки не был заключен (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.10.95 № 5490/95).
Затем необходимо офор-мить товарно-транспортную накладную, форма которой утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78 (далее — накладная или ТТН). Делается это еще до отправки груза.
Этот документ представляет собой письменную форму договора перевозки. Так что если составлена накладная, перевозчик и отправитель могут не подписывать данный договор в виде отдельного документа.
Отметим также, что форма ТТН содержит графу 37 о расчете стоимости услуг по экспедированию. Следовательно, накладную можно считать также письменной формой договора транспортной экспедиции.
Впрочем, когда есть необходимость оговорить какие-то условия, не закрепленные в ГК РФ, Федеральном законе от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон о транспортной экспедиции) и в Уставе автомобильного транспорта РСФСР от 08.01.69 (далее — УАТ), например особые меры ответственности сторон, предупреждение об опасном характере груза и т.п., стороны могут заключить договор перевозки и экспедиции в виде отдельного документа.
К составлению ТТН нужно отнестись со всей тщательностью еще и потому, что на основании этого документа бухгалтерия отправителя списывает товар со своего склада, а получатель груза приходует поступившие к нему товары (п. 6 Инструкции Минфина СССР №-156, Госбанка СССР №-30, ЦСУ СССР №-354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30.11.83 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом»). Да и водителю ТТН необходима, ведь она является основанием для провоза груза.
Кроме того, накладная — это документ, на основании которого у отправителя груза возникает обязанность по оплате транспортных услуг. В ней указывается стоимость услуг перевозчика (в зависимости от пройденного расстояния, времени, проведенного под погрузкой, и разгрузкой, и т.п.). На сумму, указанную в ТТН, перевозчик позднее выставляет счет отправителю.
К прибытию автомобиля транспортной компании у отправителя должны быть на руках четыре экземпляра ТТН. Все эти экземпляры подписывает водитель-экспедитор. Один из них остается у отправителя, остальные передаются водителю вместе с грузом. После вручения ему экземпляров ТТН погрузка считается законченной.
Хочу все знать
Возможно также, что кроме заказа и ТТН отправителю придется оформить и другие документы, например выдать водителю-экспедитору пропуск на территорию склада, принадлежащего получателю груза, передать ему относящиеся к грузу сертификаты, удостоверения и т.д. Если стороны договорились о том, что экспедитор будет от имени своего клиента заключать договоры с иными участниками перевозочного процесса, клиент должен будет выдать экспедитору соответствующую доверенность.
Кроме того, в соответствии со ст. 804 ГК РФ и п. 1 ст. 5 Закона о транспортной экспедиции грузоотправитель обязан своевременно предоставить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза. Необходимость данного требования вполне понятна: неправильное обращение с некоторыми грузами при перевозке может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
Именно на отправителе лежит ответственность за недостоверность или неточность указанной информации. Неисполнение этой обязанности может привести к следующим неблагоприятным последствиям.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о транспортной экспедиции экспедитор вправе не приступать к исполнению своих обязанностей до представления клиентом необходимых документов и информации.
Отсутствие у экспедитора полной информации о грузе фактически может лишить отправителя возможности требовать-возмещения ущерба, причиненного повреждением груза (Постановление ФАС Московского округа от 27.12.2004 № А40/11266-04).
Экспедитор, обнаруживший, что клиент предоставил ему недостоверную или неполную информацию о грузе, должен сообщить об этом клиенту. Последний обязан в таком случае сообщить экспедитору необходимые сведения. До этого момента экспедитор вправе не исполнять свои обязанности по договору.
К погрузке готов!
Следующая обязанность, которую должен выполнить отправитель, — предъявление груза перевозчику (п. 1 ст. 794 ГК РФ). В данном случае действует правило: точность — вежливость отправителя.
К моменту прибытия автомобиля отправитель обязан подготовить отправляемые товары к погрузке: запаковать (без надлежащей тары груз считается непредъявленным для перевозки), сгруппировать по грузополучателям, обеспечить присутствие грузчиков (если обязанность по погрузке договором не возложена на перевозчика). Это необходимо сделать еще до прибытия транспорта, поскольку в противном случае отправитель обязан оплатить штраф за каждую минуту вынужденного простоя (ст. 141 УАТ). Возможно, водитель обнаружит какие-либо недостатки, касающиеся укладки и крепления груза. Отправитель обязан их устранить.
Надо сказать, что отправитель, предупредив перевозчика, например, по телефону о том, что он не успевает подготовить товар для погрузки в оговоренный в заказе срок, не освобождает себя от ответственности, ведь указанный штраф уплачивается также за простой автомобиля по вине отправителя в гараже автотранспортного предприятия или в пути.
Впрочем, соблюдение оговоренных в заказе сроков погрузки важно не только из-за штрафов. Ведь если в течение часа после прибытия машины (этим моментом считается момент предъявления шофером путевого листа) погрузка так и не была начата, перевозчик может без каких-либо последствий отбыть по своим делам.
Автомобиль — к осмотру
Перед погрузкой представитель отправителя должен осмотреть автомобиль, чтобы определить, пригоден ли он для перевозки отправляемого груза. Если выяснится, что поданная машина для транспортировки данного груза непригодна, отправитель вправе отказаться от ее использования. В таком случае считается, что перевозчик не выполнил обязанность по подаче автомобиля и сторонам придется заново согласовать дату и время, когда транспорт должен быть подан под погрузку.
Но отправитель, осмотрев автомобиль и убедившись, что он неисправен, имеет право использовать его под погрузку на свой страх и риск. При этом, если получатель обнаружит утрату, недостачу или повреждение доставленного ему груза, перевозчик может возражать против возмещения убытков, вызванных несохранностью груза, ссылаясь на то, что отправитель знал о неисправности транспорта. Данную позицию Высший Арбитражный Суд РФ высказывал по спорам, связанным с перевозкой грузов по железной дороге (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30).
Осмотрев машину и обеспечив погрузку, отправитель обязан передать водителю три экземпляра накладной, предварительно отметив в ней время прибытия и убытия автомобиля. За невыполнение этого требования с него взыскивается штраф — 7 рублей с каждой неоформленной или неправильно оформленной накладной (п. 2 ст. 145 УАТ). Выполнивший эти процедуры отправитель вправе рассчитывать на то, что груз будет доставлен в целости и сохранности.