Госдума планирует пересмотреть принятый в декабре прошлого года Федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», потому что премьер-министр Владимир Путин не может найти в магазинах желанный молочный напиток.
В. Путин указал главе Минсельхоза Елене Скрынник, что техрегламент на молоко не работает и поэтому на прилавках нет пакетов с надписью «Молочный напиток».
Это услышали и чиновники, и производители, и эксперты. Осенью по России прокатилась волна заседаний и совещаний на тему «Как нам организовать производство молочного напитка». Вот и в ТПП недавно состоялся круглый стол на эту тему.
Производители оправдывались: «Молочный напиток» непривлекателен для покупателя; научные учреждения заламывают за изменения в технической документации, необходимые по новому закону, от 40 000 до 150 000 руб. за один вид продукции; новое оборудование для выполнения требований техрегламента стоит дорого; разработка и печать новых этикеток обходится недешево...
Заместитель начальника управления Ростехрегулирования Ольга Костылева встревожена: нет полноценной нормативной базы для внедрения техрегламента в жизнь. В частности, нет аттестованных методик, позволяющих определить, из «живого» или сухого молока изготовлено содержимое пакета. И ни один эксперт не скажет, что в нем на самом деле.
По мнению председателя комитета ТПП по качеству продукции Геннадия Воронина, проблема еще и в том, что четко не определены ответственные за внедрение техрегламента.
Замруководителя Ростехрегулирования Сергей Пугачев считает, что быстрых перемен на молочных прилавках ждать не стоит.
Но все производители говорят, что техрегламент работает, но не так, как было задумано. Вместо поддержки молочной отрасли он фактически сократил спрос на сухое молоко практически до нуля.
«Реформа техрегулирования должна была раскрепостить бизнес, гарантировать качество готовой продукции. Параллельно решалась задача поддержки отечественного производителя молока. На высоком уровне власти существовал устойчивый стереотип, что все беды российского молочного животноводства из-за импорта сухого молока. Вот и были внесены перед последним чтением поправки, которые дискредитировали сухие продукты в отношении самой объемообразующей категории — молока питьевого, — говорит директор по корпоративным коммуникациям „Юнимилк“ Павел Исаев. — На самом деле импорт сухого молока не превышает 5% от объема переработки молока в стране. Правительство искало проблему не там, и кончилось все тем, что в России, которая, по данным Росстата, занимает четвертое место в мире по производству натурального молока, многие городские потребители теперь уверены, что молоко делается из порошка и порошок делается непонятно из чего».
Председатель Российского союза предприятий молочной отрасли Владимир Лабинов убежден, что теперь в техрегламент надо внести поправки, которые реабилитировали бы сухое молоко. «Никто не сможет различить потребительские характеристики восстановленного и цельного молока просто потому, что они одинаковы, — говорит он. — Качественное сухое молоко — такой же полезный продукт, как и „живое“ молоко, из него лишь удаляется влага, при этом теряется незначительная часть витаминов. Разговоры о том, что сухое молоко не используется в Европе, не соответствуют действительности. Законодательно закреплено использование сухого молока в ЕС — его содержание не должно превышать 34%. А понятия „молочный напиток“ вообще нигде в мире не существует».
В. Путин хочет видеть такой напиток на прилавках магазинов. Вероятно, его воля будет исполнена и РФ станет первой страной, где этот товар появится.