При падении доходов и номинальном росте расходов российские регионы закончили три квартала с… профицитом. Это выявил «Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в январе — сентябре 2009 года», обнародованный Минфином. Список 13 регионов, получивших дефицит бюджета, возглавляет Москва. А это наводит на мысль, что удачливые территории те, где бюджетный профицит зиждется на впечатляющем росте федеральных трансфертов.
По сравнению с 1 октября прошлого года на эту же дату нынешнего поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированные бюджеты субъектов Федерации сократились на 17,2%, составив 3056,1 млрд руб. Больше всего не досталось Челябинской (–40%), Вологодской (–39%), Кемеровской (–34%), Тюменской (–32%) и Белгородской (–30%) областям. А вот Чукотский автономный округ, Сахалинская область, Калмыкия и Кабардино-Балкария оказались лидерами по росту этих доходов — на 105, 37 и 20% соответственно.
Из источников доходов в целом не подвели только акцизы, поступления которых увеличились в годовом исчислении на 30%, налог на имущество организаций — на 20% и (без натяжки на инфляцию) прочие налоговые доходы — на 2%. Однако суммарно эти источники обеспечили лишь 24% всех налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов регионов и погоду не сделали.
В силу падения не сделали ее и главные бюджетные «поставщики» средств. Так, доходы от налога на прибыль составили 793,9 млрд руб. и обвалились на 44%, особенно в Челябинской (–92%), Кемеровской (–81%), Липецкой (–80%), Вологодской (–78%) и Белгородской (–71%) областях. Наоборот, на Чукотке прирост бюджетных поступлений от этого налога составил 905%, на Сахалине — 88, в Карачаево-Черкесии — 47, в Калмыкии — 41, в Дагестане — 39%. Всего рост доходов по этому налогу имели 11 регионов.
Только 1% уступили прошлогоднему результату поступления от налога на доходы физических лиц, составив 1175,5 млрд руб. Их рост получили 44 региона, прежде всего опять на Чукотке (+53%), в Красноярском крае (+48%), в Липецкой области (+46%) и в Камчатском крае (+15%). Хуже всего по этому налогу обстояли дела в Дагестане (–36%), в Чувашии и Ярославской области(по –15%), Пермском крае (–13%).
По налогу на добычу полезных ископаемых бюджетные доходы упали на 39% — до 49,7 млрд руб. Хотя они сократились в 68 регионах, их «вес» в общих налоговых и неналоговых поступлениях составил лишь 1,6%. Весомее потери по неналоговым доходам, упавшим на 19% — до 307 млрд руб.
Но при всем обмелении доходов совокупные расходы региональных бюджетов возросли на 5% — до 4097,6 млрд руб. Причем они увеличились в 73 регионах, особенно в Чечне (на 75%), Дагестане (на 41%), Адыгее (на 37%), Ингушетии (на 35%) и в Тверской области (28% прироста). Среди десяти территорий, где расходы сократили, в лидерах Тюменская область (–21%), Ханты-Мансийский АО (–19%), Челябинская (–11%) и Иркутская (–5%) области, а также Санкт-Петербург (–6%).
По темпам прироста лидировали расходы на оплату труда с начислениями (+13% — до 1305 млрд руб.). На 8% выросли и материальные затраты (2214,5 млрд руб.), а на капитальных вложениях региональные бюджеты сэкономили (–18,2% — до 578 млрд руб.). Больше всего капитальные расходы упали в Челябинской (–61%) и Омской (–58%) областях, Ханты-Мансийском АО (–57%), в Кабардино-Балкарии (–47%) и Самарской области (–46%). В то же время бюджетные вложения в основные средства в Чечне взлетели на 336%, в Адыгее — на 123, Ингушетии — на 113, в Приморском крае — на 112 и в Амурской области — на 82%.
Можно возразить, что с учетом почти вдвое большей инфляции расходы бюджетов в реальном выражении не выросли на 5%, а сократились. Однако и доходы их представлены в номинальном выражении, а значит, реально их падение еще больше. Потому в любом случае профицит региональных бюджетов на 1 октября — без малого в 222 млрд руб. — выглядит интересно.
Впрочем, достаточно посмотреть на данные безвозмездных поступлений в консолидированные бюджеты регионов от «других бюджетов бюджетной системы», чтобы интрига с профицитом федеральных субъектов исчезла. Щедрость федеральных трансфертов выражается суммой почти 1,1 трлн руб. с ростом к 1 октября 2008-го на 41,1%. В 18 регионах доля безвозмездных поступлений превысила 50% всех доходов.
Но доходы региональных бюджетов вместе с вливаниями из центра все равно потеряли 5% к уровню годичной давности, а вместо трех бюджетодефицитных территорий теперь образовалось 13. Но каких! В списке нехорошей дюжины нет Рязанской, Омской областей и Камчатского края — той самой дефицитной тройки на начало октября 2008-го. Нет в нем и экономически депрессивных северокавказских регионов, кроме Северной Осетии — Алании. У тех же Дагестана, Ингушетии, Чечни с приростом доходов и расходов все блестяще.
В перечне дефицитных такие федеральные субъекты, как Нижегородская область, Татарстан, Кемеровская и Астраханская области, Красноярский и Ставропольский края. А во главе — Москва. Ее пример, возможно, многое и объясняет. У столицы одно из самых низких падений всех доходов, включая трансфертные — на 24%, один из наименьших приростов расходов — на 1% и самая большая сумма дефицита — 26,4 млрд руб. Но вряд ли кто станет утверждать, что экономическая ситуация в Первопрестольной хуже, чем у какого-то другого региона. Скорее, наоборот. В конце концов ее дефицит к расходам на 1 октября составил 3,4%, и такую прореху нетрудно «заштопать» займами — Москве дадут, способна расплатиться. Наверное, такое же высокое мнение о своих возможностях и у большинства ее соратников по бюджетному дефициту: могут себе позволить. Остальные — в трансфертном профиците. По бедности.
Тем не менее федеральные дары небеспредельны. Незадолго до состоявшегося 1 декабря существенного повышения пенсий глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова попеняла регионам, которые умышленно занизили уровни прожиточных минимумов, ниже которых пенсии с 2010 г. быть не могут. Не исключено, что таким субъектам с 2011 г. федеральное вспомоществование урежут.