Программа хорошая

| статьи | печать

Дальневосточно-байкальский макрорегион может стать инновационным плацдармом для начала сотрудничества РФ с зарубежными экономическими партнерами. К такому выводу мы быстро пришли в процессе выполнения заказа Минрегионразвития — разработки стратегии развития. На самом деле в регионе уже реализуются интересные международные проекты. Теперь важно поддержать на федеральном уровне тех, кто уже наладил производство, и создать стимулы для тех, кто способен и хочет это сделать. Думаю, что представленная стратегия предлагает способы решения задачи.

Стратегия предусматривает создание условий для воспроизводящей себя деятельности на длительный срок для нынешнего и последующих поколений. Базовым принципом ее реализации является привлечение трудовых ресурсов не на основе расчетов средней плотности, естественного миграционного притока/оттока, средней заработной платы.

Основными инструментами выполнения названы селективный подход к осуществлению бюджетной, налоговой, ценовой, тарифной и финансовой политики государства, механизмы прямого участия государства в развитии экономики, включая размещение государственных заказов, создание и действие государственных корпораций, создание особых экономических зон, распределение средств Инвестиционного фонда РФ и Российской венчурной компании, осуществление режима промышленной сборки, создание технопарков, придание отдельным муниципальным образованиям статуса наукоградов, особые условия привлечения иностранной рабочей силы.

Это понятно. Тем не менее резонно кое-что добавить. В частности, целесообразно отменить для регионов Дальнего Востока и Прибайкалья ограничения на некоторые виды деятельности — добычу и переработку полезных ископаемых, судостроение и судоремонт — в особых экономических зонах. Необходимо расширить перечень ОЭЗ транспортно-производственно-кластерными зонами и предусмотреть при выделении средств из Инвестфонда на создание социальной инфраструктуры, что снимет разговоры о строительстве и доступности жилья при реализации крупных инвестиционных проектов.

Регион разделен на зоны

На территории от Байкала до Тихого океана консорциум разработчиков стратегии выделил 46 опорных зон развития, которые естественным образом опираются на развитие транспортного и энергетического каркаса региона и создают новую систему расселения населения на востоке страны. В них предусматривается начать опережающее развитие инфраструктуры — транспортного, энергетического и социального каркаса территории. Там же намечается сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях освоения.

Опорные зоны развития сформируют четыре пояса:

• пояс индустриального, а также постиндустриального развития, опирающийся на транспортную ось Транссибирской железнодорожной и автомобильной магистралей;

• пояс активного освоения, опирающийся на транспортные оси Байкало-Амурской железной дороги, включая остров Сахалин, и Амуро-Якутской железной дороги, сеть автомобильных дорог и зону морского побережья;

• пояс перспективного освоения, опирающийся на транспортную структуру будущих железных и автомобильных дорог и морских коммуникаций;

• пояс дикой природы, формирующий среду сохранения естественного пространства.

Место мировых инноваций

Озеро Байкал и тихоокеанские моря с их уникальными экосистемами при международном экологическом сотрудничестве могут стать платформой для многостороннего партнерства по прорывным направлениям современной науки и техники. В частности, для развития в макрорегионе биотехнологий и фармацевтики на природном сырье.

Тогда возрастает роль крупных научных и образовательных центров, расположенных в поясе индустриального и постиндустриального развития — Иркутске, Хабаровске и Владивостоке. К ним необходимо добавить существующие возможности Якутска, Улан-Удэ, Читы, Благовещенска и Биробиджана. В перспективе центрами прикладной науки и инновационных разработок могут стать Комсомольск-на-Амуре, Амурск, Солнечный и формирующийся центр вокруг космодрома «Восточный».

Космопорт же в Амурской области после 2018 г. должен стать основной космической гаванью России. Здесь уже создается разветвленная научная и промышленная инфраструктура. В дальнейшем «Восточный» может стать мощным центром инновационного развития восточных территорий и центром международного научного и технологического развития. И его строительство, и дальнейшая эксплуатация требуют создания десятков тысяч рабочих мест, применения современных строительных и других территорий, развития промышленности строительных материалов и машиностроения, использования достижений современной науки.

Справка

Консорциум разработчиков стратегии (заказчик — Минрегионразвития России):

Международный центр развития регионов;

• Институт экономических исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук;

• Тихоокеанский институт географии Дальневосточного отделения Российской академии наук;

• Дальневосточный научно-исследовательский, проектно-изыскательский и конструкторско-технологический институт морского флота;

• Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике;

• проектно-изыскательский институт воздушного транспорта «Дальаэропроект»;

• Дальневосточный центр экономического развития;

• компания «Финансовый и организационный консалтинг».