Участники общественных слушаний по Стратегии развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области снова с сожалением констатировали, что обилие отраслевых и региональных программ не затрагивает развития сельских территорий.
И в ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года», и в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг. отсутствует механизм увеличения доходов сельского населения.
Продолжающийся не одно десятилетие узкоотраслевой подход к агропромышленному комплексу привел к утрате стимулов для развития сельскохозяйственного производства. Монопрофильные села никак не могут адаптироваться к правилам рыночной экономики. Повсеместно на сельских территориях ухудшается демографическая ситуация, растет бедность, происходит деградация населения.
Сейчас самое время осуществить перезагрузку государственной аграрной политики. Пора переходить от отраслевого подхода к развитию агропромышленного комплекса к разработке и реализации реальных проектов комплексного и устойчивого развития сельских территорий.
Новые проекты должны охватывать наравне с аграрным производством лесное и водное хозяйство, другие отрасли и виды деятельности, без которых невозможен рост многопрофильной сельской экономики как основы повышения комфортного проживания людей за пределами городов. Комплексное развитие сельских территорий должно сопровождаться повышением благосостояния людей, живущих и работающих на земле.
Нужен федеральный закон о комплексном и устойчивом развитии сельских территорий Российской Федерации, предусматривающий помимо всего и меры ответственности за нарушение или несоблюдение его положений. В качестве опорных пунктов по реализации такого закона можно выбрать регионы, на территории которых реализуется Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области до 2025 г.