Министерство регионального развития РФ обещает подготовить стратегии развития российских регионов. Такие же планы усердно готовились все прошлые годы, ни один из них даже на десятую часть не реализован. Наверное, сам процесс написания программ более увлекательный...
Министр регионального развития РФ Виктор Басаргин публично заявил, что «программы развития территорий увидят свет в этом году». Может, он не в курсе, что еще в бытность его предшественника Владимира Яковлева было рассмотрено более 60 стратегий и концепций социально-экономического развития субъектов РФ. Некоторые даже доходили до рассмотрения на заседаниях правительства и одобрялись. Толку мало.
Можно даже не посещать глубинку, достаточно перелистать подшивку «ЭЖ», чтобы убедиться в малой эффективности масштабной и, кстати, затратной работы, для выполнения которой было привлечено множество крупных научных центров и институтов, экспертов. Исписаны тонны бумаг, тысячи местных и столичных программистов и дизайнеров вдоволь напрактиковались и неплохо заработали, создавая конкурентоспособные электронные презентации. Причем почти всегда сами исполнители не верили в реальное исполнение подготовленных документов.
Теперь и министр В. Басаргин не сомневается, что очередные проекты будут эффективными. Некоторую обеспокоенность он высказывает лишь по поводу того, что в программах часто нет «такого важного компонента, как территориальное планирование». Но дело в том, что такого компонента не может быть по крайней мере по двум причинам.
Первая: в стране отсутствует система долгосрочного планирования и управления территориальным развитием. Например, в непосильный труд превратилась, многолетняя работа над законопроектом «О государственном стратегическом планировании в Российской Федерации».
Вторая: в ранее рассмотренных региональных стратегиях и в разрабатываемых макротерриториальных проектах нет муниципальной составляющей, словно реализовываться они будут в безлюдном пространстве. По мнению тех, кто проживает на подопытных территориях, «надо всего ничего». Глава города Нягань (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) Александр Рыженков считает, что «достаточно наделить органы местного самоуправления полномочиями операторов реализации федеральных целевых программ, региональных и отраслевых стратегий, реализуемых на их территориях, чтобы стимулировать участие местных властей в общем „стратегическом“ деле. Пока они отодвинуты от него».
Не совсем ясно, что имел в виду министр В. Басаргин, говоря о «программах развития территорий». Известно, что на днях в правительство внесен единственный проект — «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края до 2025 года». Она миновала процедуру многочисленных согласований, но «принято решение провести публичные слушания стратегии на Дальнем Востоке и Забайкалье. Разработчикам документа поручено подготовить проект плана по реализации стратегии. После этого намечается корректировка федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья», уже подкорректированной в очередной раз на период до 2013 г. Корректировать и впрямь пора: деньги заканчиваются, лимит финансирования программы в этом году составил 1,3 млрд руб.
В финансовой состаляющей, видимо, кроекеся третья и главная причина обреченности любых столичных проектов по обустройству российской глубинки. Деньги немалые, командовать их движением и приятно, и полезно во всех отношениях. (О том, как оценивают стратегии эксперты и практики, что, по их мнению, надо сделать для эффективного развития провинции, см. статьи "Программа хорошая" и "Программа негожая").
Не совсем ясно, что имел в виду министр В. Басаргин, говоря о «программах развития территорий». Известно, что на днях в правительство внесен единственный проект — «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области до 2025 года». Она миновала процедуру многочисленных согласований, но «принято решение провести публичные слушания стратегии на Дальнем Востоке и Забайкалье. Разработчикам документа поручено подготовить проект плана по ее реализации. После чего намечается корректировка федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья», уже подкорректированной в очередной раз на период до 2013 г. Корректировать и впрямь пора: деньги заканчиваются, лимит финансирования программы в этом году составил 1,3 млрд руб.
В финансовой составляющей, видимо, кроется третья и главная причина обреченности любых столичных проектов по обустройству российской глубинки. Деньги немалые, командовать их движением и приятно, и полезно во всех отношениях.