В среду, 3 декабря, Президент РФ Дмитрий Медведев провел заседание по экономическим вопросам в закрытом режиме. На нем присутствовали представители правительства Владимира Путина. Президент в общем их похвалил, но пожурил по отдельным пунктам.
Д. Медведев положительно оценил работу правительства в период кризиса, но раскритиковал таможенно-тарифную политику. Он признал, что повышение таможенных пошлин не принесло желаемых результатов, и поручил правительству в ближайшие месяцы представить ему предложения по корректировке таможенных пошлин на конкретные товары.
Помощник президента Аркадий Дворкович пояснил, что все-таки пошлины на старые автомобили снижать не будут, а вот на новые — возможно.
Всего в 2009 г., по данным Минэкономразвития России, были изменены ставки пошлин на 600 товарных позиций. На 350 из них пошлины повысили. Отечественному производителю это не помогло.
Хотя отечественные промышленники в основном выступают за пошлины. И статистика свидетельствует, что по группам товаров, на которые были повышены пошлины, импорт упал более чем в два раза. В январе — августе 2008 г. стоимость импорта таких товаров составляла 16,2 млрд долл., а в 2009 г. по новым ставкам — 7,4 млрд долл.
Особый интерес вызывает поручение президента правительству рассмотреть возможность целевого расходования дорожных налогов и сборов в региональных дорожных фондах.
Д. Медведев поручил правительству рассмотреть вопрос о «восстановлении Дорожного фонда».
После заседания А. Дворкович поспешил объясниться: о восстановлении Федерального дорожного фонда и тем более оборотных налогов речи нет, предлагается обсудить возможность закрепления постоянных доходов за региональными расходами на строительство, реконструкцию и поддержание автодорог.
Речь, надо полагать, идет об идее так называемого окрашивания налогов, которую прорабатывают в Минфине.
Сейчас дорожное строительство финансируется и федеральным, и региональным бюджетами. Целевые налоги — акцизы на топливо и автомобили, транспортный налог — поступают в доходные части бюджетов. Федеральный бюджет перечисляет деньги в региональные бюджеты на строительство дорог. Общепризнано, что эта система непрозрачная и коррупционная.
По словам А. Дворковича, сами губернаторы предлагают закрепить в региональных бюджетах через механизм дорожных фондов определенные источники налоговых доходов. Сейчас деньги, которые собираются для строительства и ремонта дорог, тратятся куда ни попадя, пора навести порядок.
Эту технологию привязки налогов к целевым расходам в Минфине России называют окрашиванием. Технология сокращает самостоятельность регионов в расходовании средств. Но делает более предсказуемыми траты.
Все это будет сделано не ранее 2011 г., говорит А. Дворкович. Пока же Минфин России опубликовал проект изменений в майское постановление правительства № 453, в котором предлагает увеличить сроки кредитования регионов на дороги с трех до пяти лет.