Каждый раз, когда происходит отмена лицензирования какой-либо деятельности, в профессиональных кругах возникает закономерный вопрос: кто же будет отвечать за качество производимых работ и оказываемых услуг?
Контроль на входе
В соответствии с концепцией введения саморегулирования функция контроля за качеством работ и услуг передается от государства саморегулируемым организациям (СРО). Именно они должны осуществлять контроль и привлекать к ответственности своих недобросовестных членов, применяя к ним меры дисциплинарного воздействия: от вынесения предписания нарушителю до исключения его из членов СРО.
Таким образом, компании, с одной стороны, будут подвержены контролю со стороны СРО, что увеличит их ответственность перед контрагентами и третьими лицами, с другой — членство в СРО будет гарантировать, что компания обладает определенным статусом и признаками, стимулирующими ее добросовестно осуществлять деятельность на рынке.
Чтобы гарантия «действовала», СРО должна установить определенные требования к организациям, которые могут претендовать на членство. На первом этапе эти требования в отраслях, которые раньше регулировались лицензированием, могут соответствовать тем, что были установлены для получения лицензий. То есть тому, кто решил вступать в конкретную СРО, например инженеров-проектировщиков, и уже имеет лицензию, позволяющую проектировать особо опасные или высотные объекты, это право можно подтвердить. Но в дальнейшем претендентам на членство в СРО придется подтверждать их соответствие установленным СРО дополнительным требованиям, направленным на гарантирование качества работ или услуг. Для организации — претендента на получение права на выполнение, например, опасных работ в строительстве профильная СРО должна организовать соответствующее обучение персонала.
Контроль внутри
Внутри СРО должно существовать как минимум три органа, регулирующих ее деятельность: совет директоров, контрольный орган и дисциплинарный комитет. Последний должен заменить надзирающих за лицензиатами чиновников, которых участники рынка научились обманывать или договариваться с ними. Обмануть коллег-конкурентов несколько сложнее, особенно когда в СРО действует принцип солидарной материальной ответственности.
Дисциплинарный комитет — это не просто орган по расследованию нарушений, а фактически внутренний суд. На более высоком уровне, в союзе, объединяющем СРО, он может быть третейским судом, а внутри одной саморегулируемой организации — это профессиональный суд. Разумеется, возможны и другие дисциплинарные механизмы, но лучше судейства еще никто не придумал.
Благодаря наличию дисциплинарного органа институт СРО становится субъектом административного права. Это вытекает из позиции Конституционного суда при рассмотрении жалобы арбитражного управляющего (постановление от 19.12.2005 № 12-П). Поскольку СРО — это специальный орган регулирования, законодательство об административных правонарушениях (КоАП РФ) должно совершенствоваться в том направлении, чтобы исходя из права и обязанности на внутренний контроль СРО и ее соответствующие органы включались в число лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях членов.
Необходимо также закрепить в административном законодательстве санкции к штатным сотрудникам органов управления СРО и самой СРО за возможные нарушения законодательства.
За кем присмотрит государево око
С переходом конкретных отраслей предпринимательской или профессиональной деятельности на саморегулирование государственные структуры, такие как технический надзор, пожарные организации, а также государственные органы, ведущие государственный реестр СРО, будут контролировать не отдельные организации, а работу СРО в целом. Объектом надзора станут механизмы контроля и их действенность внутри СРО.
Таким образом, появление СРО в силу закона – это первые шаги в реализации заявленного правительством курса на создание механизмов реальной защиты интересов субъектов предпринимательской деятельности и снижения степени давления государства на свободные рыночные предпринимательские и профессиональные отношения.