Лицензированного перевозчика, который недавно арендовал новый автобус и начал перевозку пассажиров, не успев оформить лицензионную карточку, можно не привлекать к ответственности за нарушение правил лицензирования из-за малозначительности деяния (постановление ФАС Поволжского округа от 27.10.2009 по делу № А65-10378/2009).
Предприниматель осуществлял пассажирские автобусные перевозки. В ходе проверки управление Ространснадзора обнаружило отсутствие выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии (то есть не было лицензионной карточки).
В результате предприниматель был привлечен к административной ответственности (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Но суд наказание снял.
Обязанность лицензировать перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, установлена Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637 (далее — Положение). Исключение — когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд организации или предпринимателя.
В Положении также установлена обязанность перевозчика иметь на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документы, предусмотренные подп. «з» п. 4 Правил дорожного движения РФ.
В силу п. 2.1.1 упомянутых Правил водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать сотрудникам милиции по их требованию для проверки в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз.
Помимо этого перевозчик должен выполнять требования п. 4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса России от 09.03.95 № 27. Этот документ обязывает организации и водителей-предпринимателей использовать для перевозки подвижной состав, зарегистрированный в органах ГИБДД, прошедший в установленном порядке государственный технический осмотр и имеющий лицензионную карточку установленного образца.
На основании этого суд признал, что формально отсутствие лицензионной карточки на момент проведения проверки является правонарушением, закрепленным в ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Правда, в пользу предпринимателя было одно обстоятельство. Как выяснилось, он арендовал автобус всего за два дня до проверки. А согласно п. 12 Положения заявление в лицензирующий орган о выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек) в связи с изменением состава транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, перевозчик обязан подать в течение 15 дней (то есть этот срок еще не истек). Сама лицензия на пассажирские перевозки у предпринимателя была.
Именно это обстоятельство и позволило суду освободить предпринимателя от ответственности в связи с малозначительностью нарушения.
Кстати, если автопарк не менялся, наличие самой лицензии при отсутствии лицензионной карточки у водителя не спасет перевозчика от административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.