Святая Русь, Русь православная — так именовалась встарь наша Родина. И недаром присвоено ей было название святой. По имени и жизнь ее была святая. О святости ее и благочестии наших предков свидетельствуют не только наши отечественные летописи, но и письменные сказания иноземцев. Эти иноземные свидетели иногда приходили в изумление, видя, как русский народ, от царя и бояр до последнего человека строго исполняли уставы Церкви: «Подлинно этот народ истинно христианский!»
То ли у нас ныне? Те ли обычаи? Нет. Та же ли строгость в соблюдении их? Нет. Напротив, многое изменилось к худшему. Мы отступили от добрых и святых обычаев. Трудно найти дом, в котором бы не нарушались посты. Стало быть, строгий суд наших предков назвал бы современных жителей наших городов басурманами, неверными или как-нибудь иначе, но не православными. Так уклонились мы от добрых обычаев отцов наших!
Мы грешим тем же, чем согрешили наши прародители в раю. Всего у них было довольно: только плоды одного дерева были воспрещены. И захотелось им вкусить этих плодов запрещенных. Вкусили — и потеряли рай. То же и ныне. Всего у нас довольно; были бы мы сыты той пищей, какая нам разрешена; так нет, не хотим стеснять себя: дай нам того, что запрещено.
Наши предки очень боялись нарушать уставы Церкви; они говорили: той земле не устоять, где начнут обычаи ломать. Не ломали они обычаев о посте, о хождении в церковь — и сохранили землю Русскую среди многих невзгод. А в наше время все стало ломаться. Страшно за землю Русскую, если нечестие возьмет перевес над благочестием! Страшно за молодое поколение! Что мы ему передадим? Какие добрые и святые обычаи? Мы получили от предков много доброго, а сами что оставим детям нашим? Оставим ли это пренебрежение уставами Церкви, нарушение постов и нарушение святости брачных союзов?
Молодое поколение, унаследуя от нас нравственную порчу, передаст ее последующим поколениям, да еще прибавит и своих пороков. Таким образом, мы сделаемся виновниками развращения будущих поколений. Какой ответ дадим на Суде Божием за себя и за них?
От жителей городов недалеко отстоят и обитатели наших сел и деревень. Дни воскресные не почитаются, пьяные бродят по улицам, посты не соблюдаются. Страсть к вину и к другим одуряющим голову средствам, к разного рода азартным играм между молодым поколением год от году увеличивается. Ныне не редкость видеть женщин, сбросивших с себя стыдливость, свойственную женщинам старых времен. На улице и среди базара ныне можно встретить женщину курящую, а в домах — сидящую за карточным столом.
Не говорите: что же здесь дурного? Какой грех в табаке или картах? Здесь дело не в курении этой травы, которая, как создание Божие, осквернить человека не может, грех не в картах, которые сами по себе могут быть невинными. Но грех в соблазне, производимом неприличием, неуместностью дела, несвоевременностью его, грех — в пристрастии к чему бы то ни было.
Пристрастие к одному повлечет за собой пристрастие к другому: от курения табака молодой человек переходит к вину, от одной рюмки вина — к пьянству, от вина — к картам и другим страстным играм, отсюда — к праздности, к воровству, к разбою, а отсюда дорога к тюрьме. Потеря стыдливости, свойственной женщине, выражающаяся в нарушении приличия на улице или на рынке, легко приводит к бесстыдству в больших размерах.
Отсутствие стыда в женщинах служит верным признаком упадка народной нравственности, а упадок народной нравственности ведет к постепенному разрушению и падению государственной жизни народа. То же можно сказать о нарушении обычаев, установленных Церковью, — уставов о постах, заповеди о почитании воскресных и праздничных дней. И здесь то же: грех не в пище, которая как создание Божие — добро, но грех в нарушении заповеди о почитании святых дней.