В редакции прошла интернет-консультация на тему «Вопросы правоприменения ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». На вопросы читателей отвечает Владислав Викторович СПИРИН, заместитель начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ.
Индивидуальный предприниматель продает через магазин товары в розницу, в том числе и алкогольные напитки (пиво, вино, водку, коньяк). Лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта до и более 13% объема готовой продукции получена 12.11.2004. Срок действия лицензии — 3 года.
1. Имеет ли он право реализовывать алкогольную продукцию до окончания срока лицензии?
2. Какой алкогольной продукцией можно будет торговать индивидуальному предпринимателю после вступления в силу поправок в ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»?
3. Что делать с остатками нереализованной алкогольной продукции, которой нельзя будет торговать с 01.07.2006? (г. Москва)
1.Относительно ограничения действия лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выданных индивидуальным предпринимателям, срок действия которых не истек до 1 июля 2006 года, нужно отметить следующее.
Согласно положениям Федерального закона от 21.07.2005 № 102-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее — Закон № 102-ФЗ) с 1 января 2006 года вступают в силу положения ст. 1, 16 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», согласно которым розничная продажа алкогольной продукции будет осуществляться только организациями при наличии соответствующих лицензий.
Таким образом, лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные индивидуальным предпринимателям, срок действия которых не истек до 1 июля 2006 года, должны быть аннулированы после 1 июля 2006 года.
2. Согласно ст. 1 и 2 Федерального закона от 22.11.95 №-171-ФЗ указанный Закон не распространяется на оборот (в том числе розничную продажу) пива. Таким образом, ограничений розничной продажи пива индивидуальными предпринимателями, в том числе и после 1 июля 2006 года, не предусмотрено. При этом следует отметить, что указанный вид деятельности (розничная продажа пива) не подлежит лицензированию.
3. Согласно гражданскому законодательству имущество индивидуального предпринимателя является имуществом физического лица (гражданина), зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляющего предпринимательскую деятельность. По неисполненным обязательствам гражданин несет ответственность всем своим имуществом, в том числе используемым в предпринимательской деятельности.
Таким образом, алкогольная продукция, принадлежащая индивидуальному предпринимателю на праве собственности, может быть внесена в качестве взноса в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью. При этом Закон об ООО предусматривает создание общества, участником которого является только одно лицо.
1. В связи с упразднением региональных акцизных складов возникает вопрос, можно ли алкогольную продукцию, маркированную до 01.01.2006 в одном регионе, реализовывать в розницу в другом?
В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2005 № 209 алкогольная продукция, марки-рованная до 01.01.2006, может реализовываться до 30.06.2006. Что делать с не реализованной до указанного срока продукцией (возвращать изготовителю для новой оклейки)?
2. Будет ли продлен срок реализации продукции, маркированной до 01.01.2006, в связи с сезонным завозом в районы Крайнего Севера? (г. Красноярск)
1. Федеральным законом от 31.12.2005 № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и о признании утратившим силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» установлено, что розничная продажа алкогольной продукции, маркированной в установленном порядке до 31.12.2005 включительно, допускается до 30.06.2006 включительно.
С 1 января 2006 года отменена маркировка алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции, произведенной на территории РФ, региональными специальными марками в силу Закона № 102-ФЗ, а по натуральному вину — со дня официального опубликования указанного Закона.
Федеральный закон от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» не содержит ограничений на оборот (в том числе розничную продажу) в субъекте РФ алкогольной продукции, маркированной региональными специальными марками, приобретенными в другом субъекте РФ.
Указанная позиция Минфина России доведена до ФНС России.
2. Вопросы продления сроков реализации алкогольной продукции, промаркированной в установленном порядке до 31.12.2005, обсуждаются в органах государственной власти.
Прошу подтвердить необходимость представления полного пакета документов для получения лицензии на оптовую продажу алкогольной продукции, если компания получала подобную лицензию менее двух лет назад. Нельзя ли обойтись представлением документов об увеличении уставного капитала до десяти миллионов рублей и платежным поручением об уплате лицензионного сбора? (г. Ростов)
Согласно ст. 3 Закона № 102-ФЗ организации, имеющие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 01.01.2006, обязаны привести свою деятельность в соответствие с лицензионными требованиями Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и до 01.07.2006 оформить новые лицензии (за исключением лицензий на розничную продажу алкогольной продукции).
Требования об обязательности перелицензирования до 01.07.2006 деятельности по производству и обороту алкогольной продукции относятся в том числе и к организациям, осуществляющим деятельность по оптовой продаже (поставке) алкогольной продукции и имеющим лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, срок действия которых до 01.07.2006 не истечет.
При этом полный комплект документов (в том числе копия документа об уплате сбора за выдачу лицензии и документ, подтверждающий наличие оплаченного уставного капитала в размере, установленном законом) должен быть представлен, указанными организациями в лицензирующий орган до 01.07.2006 в порядке, предусмотренном ст.-19 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ.
Статьей 1 Федерального закона от 31.12.2005 №-209-ФЗ определен перечень документов, которые необходимо представить в государственный уполномоченный орган для приобретения федеральных специальных марок. В частности, отчет об использовании ранее выданных марок в установленной Правительством РФ форме.
В этой форме имеется графа «Количество уничтоженных марок (неиспользованных и поврежденных)», а также графа «Количество оставшихся марок». По нашему мнению, имеются в виду марки, пригодные для дальнейшего использования по назначению, то есть марки не должны уничтожаться.
В то же время п. 3 Приложения 2 к Приказу Минфина РФ от 17.01.2006 № 9н определено, что полученные, но не использованные организацией марки возврату не подлежат и уничтожаются в присутствии представителя налогового органа.
Кроме этого, в государственный уполномоченный орган представляется обязательство об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения этого обязательства в порядке, установленном Правительством РФ.
Временным Регламентом выдачи федеральных специальных марок, разработанным ФНС России, рекомендована форма обязательства об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением, в которой предприятие должно использовать взятую партию марок в определенный срок, указываемый в обязательстве.
Все марки, которые остались не использованными в этот срок по различным причинам (внезапные отключения электроэнергии, аварии, выход из строя оборудования, сбои в работе ЕГАИС и т. д.), нужно, по мнению налоговых органов на местах, уничтожать, и на это количество марок сумма обеспечения перечисляется в Федеральное казначейство.
Должны ли уничтожаться оставшиеся марки, пригодные для дальнейшего использования в соответствии с их назначением, при подаче заявки на получение следующей партии марок? (г. Владимир)
В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ при приобретении федеральных специальных марок организации представляют в налоговый орган Обязательство об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением (далее — Обязательство), а также документ, подтверждающий обеспечение этого Обязательства.
В соответствии с п. 4.1 Постановления Правительства РФ «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» установлено, что обеспечение исполнения Обязательства об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.
При этом в случае неисполнения организацией Обязательства денежные средства, являющиеся суммой обеспечения исполнения Обязательства, перечисляются в федеральный бюджет в размере, кратном количеству федеральных специальных марок, по которому это Обязательство не выполнено.
Организация вправе самостоятельно указывать в Обязательстве срок использования федеральных специальных марок по их назначению: она должна сама определить срок, в течение которого все полученные по заявлению марки будут нанесены на алкогольную продукцию в установленном порядке и неиспользованные марки будут уничтожены.
Таким образом, нанесение федеральных специальных марок на алкогольную продукцию после указанного в обязательстве срока или неуничтожение неиспользованных марок будет являться нарушением Обязательства. Денежные средства их обеспечения в размере, кратном количеству федеральных специальных марок, по которому это обязательство не исполнено, перечисляются в бюджет.
Приказом Минфина России от 17.01.2006 № 9 определено, что неиспользованные марки уничтожаются самой организацией, а не возвращаются для уничтожения в налоговый орган.
При этом случаи обязательного уничтожения организациями федеральных специальных марок регулируются нормативно-правовыми актами. В частности, п. 7 Постановления Правительства РФ «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками».