Налогоплательщик не обязан содействовать проверяющим при проведении налоговых проверок
С камеральной налоговой проверкой в процессе своей деятельности сталкивался практически любой предприниматель. Данный вид проверок в последнее время становится довольно распространенным в связи с наличием у налоговых органов почти неограниченных возможностей по истребованию документов у налогоплательщиков. Зачастую камеральная проверка подменяет собой выездную проверку (по объему проверяемых документов и по проверяемым вопросам).
Однако особенно актуальной камеральная проверка является для плательщиков НДС, у которых по итогам налоговых периодов сумма налоговых вычетов превышает сумму налога, исчисленного к уплате. То есть для тех предпринимателей, кто претендует в дальнейшем на возмещение этого налога.
К тому же при проведении камеральной налоговой проверки налоговые органы очень часто проводят встречные налоговые проверки поставщиков налогоплательщика на предмет уплаты ими НДС в бюджет, принятого к вычету проверяемым налогоплательщиком.
Как показывает практика, неполучение налоговиками в ходе осуществления мероприятий налогового контроля в отношении заявленного к вычету НДС информации об уплате поставщиком полученных от покупателя сумм налога в бюджет является безусловным основанием для отказа налогоплательщику — покупателю товаров в применении налоговых вычетов. Поводом для отказа, в частности, могут послужить факты получения налоговым органом ответов на его запросы, направленные в адреса поставщиков налогоплательщика: «Адресат выбыл», «Адресат не значится» и пр.
Отказ в применении вычета может быть получен и в том случае, если налоговым органом на запрос в инспекцию по месту нахождения поставщика получен ответ, что он не зарегистрирован и не состоит на налоговом учете или не представляет отчетность и не уплачивает налог, а также в случае неполучения ответа из налогового органа, по месту которого состоит на учете поставщик товара.
В этой связи актуальным становится вопрос об обязанности проверяемого плательщика НДС в рамках проведения камеральной проверки содействовать налоговому органу в розыске своих поставщиков, изменивших местонахождение (фактический или юридический адреса).
Содействовать необязательно
Системный анализ ст. 88 НК РФ позволяет говорить, что в ходе камеральной проверки налоговые органы вправе потребовать, а налогоплательщик соответственно обязан предоставить информацию (документы), относящуюся к его деятельности. Эта информация и документы должны быть связаны с исчислением и уплатой налогов. С учетом нормативных положений ст.-82, 169, 171 и 172 НК РФ к ним, в частности, относятся:
-
договоры на приобретение плательщиком налогов товаров (работ, услуг);
-
счета-фактуры, выставленные продавцами товаров (работ, услуг) плательщику налога;
-
платежные и иные документы, подтверждающие уплату налога на добавленную стоимость поставщику товаров (работ, услуг);
-
документы, подтверждающие принятие приобретенных товаров (работ, услуг) к учету (накладные, акты выполненных работ и пр.);
-
данные учета и отчетности налогоплательщика;
-
объяснения налогоплательщиков по поводу исчисления и уплаты налога.
Кроме того, определение содержания обязанности налогоплательщика по представлению в налоговый орган документов (информации), истребуемых в рамках проведения камеральной проверки, также должно осуществляться с учетом положений ст. 23 НК РФ, устанавливающих общие обязанности субъекта налоговых отношений. Согласно им налогоплательщики, в частности, обязаны:
● представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ);
● выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей (подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ);
● предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ (подп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Таким образом, законодательство о налогах и сборах предъявляет к процедуре истребования налоговым органом документов и информации в рамках проведения камеральной налоговой проверки дополнительные требования.
Так, помимо того что истребуемые документы и информация должны относиться к деятельности налогоплательщика и быть связанными с исчислением и уплатой налогов, обязанность налогоплательщика по их представлению также должна быть предусмотрена нормами налогового законодательства.
Кроме того, как показывает практика применения ст. 93 «Истребование документов» и ст. 126 НК РФ, обязательным условием для представления документов и информации налоговому органу является факт их наличия у данного налогоплательщика.
Ни в одной из этих статей не указано, что налогоплательщик обязан оказывать какое-либо содействие налоговым органам в осуществлении ими мероприятий налогового контроля. Подпунктом 6 п. 1 ст. 23 НК РФ установлена лишь обязанность не препятствовать налоговым органам при исполнении ими своих обязанностей.
Здесь также необходимо учитывать, что в сфере публично-правовых отношений не допускается расширительное толкование положений, возлагающих на их участников публичные обязанности, поскольку такие отношения непосредственно связаны с ограничением субъективных прав.
Таким образом, поскольку нормами законодательства о налогах и сборах не предусмотрена обязанность налогоплательщика по содействию налоговому органу, не определены формы такого содействия, то и обязанность по содействию налоговому органу, в том числе по поиску своих контрагентов (поставщиков), изменивших свое местонахождение, у налогоплательщика отсутствует.
Также налогоплательщик не обязан предоставлять налоговому органу такую информацию в рамках ст. 88 НК РФ. Поскольку это не предусмотрено нормами НК РФ и она не может быть квалифицирована как информация, относящаяся к деятельности налогоплательщика, а также не связана с исчислением и уплатой налога налогоплательщиком.
Назначена встречная проверка
При определении обязанностей налогоплательщика, в отношении которого проводится камеральная налоговая проверка, связанных с проведением встречной проверки третьих лиц для получения информации о проверяемом налогоплательщике, необходимо исходить из того, что встречная проверка является одной из форм налогового контроля. Налоговый контроль согласно НК РФ осуществляется налоговыми органами.
В связи с этим, по нашему мнению, следует учитывать позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в Постановлении от 16.07.2004 № 14-П. В частности, в нем указано, что «осуществление налогового контроля возложено на налоговые органы», а законодательное регулирование налогового контроля и деятельность уполномоченных органов по налоговому контролю осуществляются исходя из «недопустимости вмешательства контролирующего органа в оперативную деятельность проверяемого».
Таким образом, встречная проверка проводится по усмотрению налогового органа на основе информации, полученной от налогоплательщика. При этом информацию о местонахождении поставщиков товаров (работ, услуг) можно узнать из представленных налогоплательщиком документов (счета-фактуры, накладные и пр.).
В случае изменения местонахождения организации налоговые органы имеют возможность получить информацию о поставщике товаров (работ, услуг) в силу единства и централизованности налоговой службы от других налоговых органов на основе, например, идентификационного номера налогоплательщика.
Кроме того, изменение адреса юридического лица (изменение постоянного местонахождения исполнительного органа организации) должно осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Согласно нормам данного Закона изменение местонахождения юридического лица должно сопровождаться внесением новых данных в его учредительные документы и представлением соответствующих сведений в налоговый орган. Это обстоятельство позволяет налоговому органу, проводящему проверку в отношении плательщика НДС, достоверно установить местонахождение его поставщиков путем взаимодействия с налоговым органом по месту учета такого поставщика.
Заставить же налогоплательщика оказывать какое-либо содействие в розыске поставщиков, по нашему мнению, означает превышение налоговым органом своих полномочий, переложение своих должностных обязанностей и государственных функций в сфере налогового контроля на налогоплательщика. Это же будет свидетельствовать и о возложении на налогоплательщика дополнительных обязанностей, не предусмотренных Налоговым кодексом, а также о вмешательстве в оперативную деятельность проверяемого.