Местная власть не увидела потенциальных партнеров на состоявшемся в Москве II Национальном инвестиционном форуме «Муниципальная Россия». Свои проекты в новом павильоне ВВЦ представили 70 городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений из 33 субъектов Федерации. Инвесторы на смотрины не пришли.
Посетители ВВЦ толпились у макета будущего парка «Адреналин» под Улан-Удэ. Посланцы городской администрации охотно отвечали на вопросы о совместном с Федерацией экстремальных видов спорта «Байкальский экстрим» проекте многофункционального лыжного центра на горе Орлиной вблизи столицы Республики Бурятия. Его стоимость — 160 млн руб. Рентабельность — 26,4%. Срок окупаемости немногим более пяти лет. Вице-мэр города доктор экономических наук Зандра Сангадиев не исключает вариант концессионного соглашения как наиболее привлекательного для крупного инвестора. Вот только на инвестиционном форуме такого не оказалось.
Отсутствие потенциальных партнеров обескуражило и главу муниципального образования «Селитренский сельсовет» Дмитрия Ромохова из Харабалинского района Астраханской области. Он без устали снова и снова запускал видеофильм на большом экране о бывшей столице Золотой Орды Сарай-Бату, на месте которой планирует создать мемориально-заповедную зону с полной инфраструктурой для российских и иностранных туристов в дельте Волги. Бизнес-проектом археологического музея под открытым небом заинтересовались даже в ЮНЕСКО, но не инвесторы.
Участники форума «Муниципальная Россия — 2009» не теряют надежды найти если не инвесторов, то хотя бы партнеров. Всего на форуме было представлено более 100 инвестиционно привлекательных разработок местных властей.
Надо менять межбюджетные отношения
На дискуссионных площадках форума состоялся заинтересованный обмен мнениями. Участники дебатов делились практикой минимизации негативных последствий экономического кризиса, рассуждали, как развиваться муниципальным образованиям в посткризисные годы.
Конечно, возникла тема несовершенства межбюджетных отношений и налогового законодательства. Сейчас, по заключению заместителя генерального директора Международного центра развития регионов Олега Столярова, муниципалитеты не заинтересованы в увеличении доходов, поскольку каждый год ждут перераспределения налоговых поступлений. В следующем году, например, вводится новый порядок взимания налога на недвижимость, к чему местные власти не готовы — не везде проведена инвентаризация земельных участков и домов. По мнению эксперта, надо отказаться от порочной практики трансфертов и перейти либо к бюджетному кредитованию, либо к межбюджетному инвестированию. Но для этого нужна унифицированная программа эффективного бюджетирования.
«Главное — чтобы мы были услышаны федеральными министерствами и ведомствами», — считает глава г. Шадринска Курганской области Алексей Кокорин, 15-й год возглавляющий местную администрацию. За эти годы он пережил семь изменений нормативов налоговых отчислений. «Правила игры должны быть едиными для всех уровней публичной власти, чтобы мы знали, какая часть наших полномочий и в каком объеме финансируется из федерального бюджета, сколько — из регионального и за что отвечаем сами, — говорил мэр. — Например, до сих пор не ясно, как содержать муниципальную милицию, о необходимости формирования которой много лет говорится с самых разных трибун. А на практике служебный транспорт городского подразделения МВД России заправляется бензином на деньги муниципального образования. Орган местного самоуправления вынужден идти на дополнительные траты, чтобы хоть как-то способствовать обеспечению общественного порядка в городе. А поступлений в местный бюджет все меньше и меньше. В Шадринске нынче сбор налогов упал на 22%, так как в условиях кризиса ровно на столько же упали объемы промышленного производства. Более того, весь малый бизнес работает на „упрощенке“, и его налоги уходят в область».
Не надо всех записывать в дотационные
По мнению А. Кокорина, налог на доходы физических лиц надо оставлять там, где лица работают. Ведь было же в начале реформы местного самоуправления, что часть прибыли всех хозяйствующих субъектов и часть НДС оставались в муниципалитетах, напомнил он в ходе дискуссии в надежде быть услышанным теми, кто причастен к законотворчеству и исполнению законодательства.
Не надо искусственно записывать муниципальные образования в дотационные, ведь бюджетные дотации лишают органы местного самоуправления самостоятельности, говорил глава г. Глазова (Удмуртская Республика) Юрий Перешеин. Целесообразно наделить муниципалитеты полномочиями по администрированию налогов и взысканию с предприятий налоговой задолженности. Тогда и собственные налоги местные власти будут собирать лучше.
Получилось, что участники форума больше уповали на результативность дискуссии, чем на привлекательность выставленных ими инвестпроектов. В какой-то мере их надежды укрепил председатель Комитета Государственной Думы по развитию местного самоуправления Вячеслав Тимченко, заявивший, что «все поставленные вопросы» будут обсуждаться на предстоящем заседании Совета по местному самоуправлению при председателе Госдумы.