Можно подводить предварительные итоги для российского рынка легковых автомобилей — декабрьские результаты принципиально уже ничего не изменят. Итоги печальны. Производители и автодилеры не ожидают роста рынка и в следующем году.
Как завершит этот год отечественный рынок новых автомобилей и легкого коммерческого транспорта, ясно из сообщения руководителей комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса. «Хотя в ноябре итоги продаж сократились по сравнению с предыдущими месяцами, мы… надеемся, что под конец года продажи вырастут, как это обычно бывает в декабре», — говорит его вице-председатель Мартин Ян. «Тем не менее уровень спроса в декабре, когда обычно продажи автомобилей в России наиболее высоки, остается низким»,— сетует председатель комитета Дэвид Томас.
Данные комитета автопроизводителей АЕБ за ноябрь неутешительны. За 11 месяцев реализация новых авто и легкого коммерческого транспорта упала на 1 351 449 штук относительно этого же периода прошлого года, или на 50%. В ноябре в годовом исчислении снижение продаж составило 46% — на 91 145 штук.
Отметим в этих цифрах и относительный позитив. За 9 и 10 месяцев падение было глубже — на 51%, а в сентябре и октябре — на 52%. В ноябре глубина падения уменьшилась сразу на 8 пунктов. Правда, обольщаться этим особо не стоит: в ноябре прошлого года экономический кризис уже гулял по России, в том числе и по авторынку, и на улучшении показателя прошлого месяца не могла не сказаться низкая база годичной давности. Из нынешних данных названного комитета можно вычислить, что если в октябре 2008-го относительно сентября продажи новых легковушек и легких коммерческих авто снизились на 0,7%, то в ноябре к октябрю — без малого на 19%.
Заглядывая в новый год, опрошенные дилеры и автопроизводители оптимизма не выражают: по их оценкам, продажи новых автомобилей останутся на уровне этого года — порядка 1,5 млн штук. И хорошо, если так, поскольку вступившая в Таможенный союз Беларусь грозилась недавно в 2010-м завалить российский рынок подержанными иномарками.
Угроза серьезная, по этому поводу бьет в колокола Дэвид Томас: «Повышение таможенных пошлин на импорт автомобилей, введенное в начале этого года, продолжает негативно сказываться на многих компаниях, и я обратился бы к правительству с просьбой срочно пересмотреть его решение о продлении действия повышенных пошлин и включить его снижение до уровня 2008 г. в пакет по поддержке промышленности. Подобное решение облегчило бы работу по гармонизации таможенных пошлин с Белоруссией и Казахстаном в тот момент, когда Таможенный союз начнет действовать».
Продолжая итожить, мы отобрали по пять наиболее относительно успешных и провальных результатов продаж новых авто за 11 месяцев по маркам и автоконцернам (см. таблицы). Заметим, что многострадального АвтоВАЗа
нет ни среди первых, ни среди неудачников, а продукция его по-прежнему держит первые четыре места.
Таблица 1
По пять относительных лидеров и аутсайдеров продаж новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по маркам за 11 месяцев 2009 г. (данные продаж Комитета автопроизводителей АЕБ включают автомобили как импортированные, так и отечественные)
Марки |
11 мес. 2009 г. |
11 мес. 2008 г. |
% |
GEELY |
7377 |
3374 |
119 |
CITROEN |
11 315 |
10 709 |
6 |
CADILLAC |
1416 |
1553 |
–9 |
AUDI |
13 918 |
15 805 |
–12 |
BMW |
14 606 |
16 833 |
–13 |
IKCO |
178 |
1961 |
–91 |
DODGE |
414 |
4225 |
–90 |
JEEP |
390 |
2673 |
–85 |
BYD |
982 |
4922 |
–80 |
CHRYSLER |
322 |
1353 |
–76 |
Таблица 2
По пять относительных лидеров и аутсайдеров продаж легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по группам за 11 месяцев 2009 г. (данные продаж Комитета автопроизводителей АЕБ включают автомобили как импортированные, так и отечественные)
Группы |
11 мес. 2009 |
11 мес. 2008 |
% |
GEELY |
7377 |
3374 |
119 |
BMW Group |
15 224 |
17 635 |
–14 |
KIA |
62 087 |
83 734 |
–26 |
VW Group |
86 214 |
118 155 |
–27 |
PSA PEUGEOT CITROEN |
39 065 |
54 627 |
–28 |
IRAN KHODRO |
178 |
1961 |
–91 |
CHRISLER Group |
1126 |
8251 |
–86 |
BYD |
982 |
4922 |
–80 |
ИЖ (вкл. ВАЗ-2104) |
5685 |
21 353 |
–73 |
CHERY |
4347 |
15 180 |
–71 |
Таблица 3
Десять НАИБОЛЕЕ ПРОДАВАЕМЫХ МОДЕЛЕЙ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ МАРОК В РОССИИ В НОЯБРЕ / ЗА 11 МЕСЯЦЕВ 2009 г. (данные продаж Комитета Автопроизводителей АЕБ включают как импортированные, так и отечественные автомобили)
№ |
Модель |
Марка |
11 мес. 2009 |
11 мес. 2008 |
% |
ноябрь 2009 |
ноябрь 2008 |
% |
1 |
Priora |
LADA |
91 243 |
119 523 |
–24 |
6464 |
9292 |
–30 |
2 |
Samara |
LADA |
83 579 |
158 473 |
–47 |
5900 |
8670 |
–32 |
3 |
2105/2107 |
LADA |
62 373 |
159 310 |
–61 |
4860 |
23 517 |
–79 |
4 |
Kalina |
LADA |
56 156 |
86 634 |
–35 |
3657 |
7275 |
–50 |
5 |
Logan |
RENAULT |
48 726 |
69 042 |
–29 |
5131 |
4769 |
8 |
6 |
Focus |
FORD |
47 491 |
83 347 |
–43 |
3348 |
8278 |
–60 |
7 |
Lacetti |
CHEVROLET |
26 528 |
74 836 |
–65 |
1639 |
5644 |
–71 |
8 |
Nexia |
DAEWOO |
25 518 |
48 981 |
–48 |
2243 |
2565 |
–13 |
9 |
4x4 |
LADA |
23 565 |
22 276 |
6 |
2904 |
2033 |
43 |
10 |
Lanos |
CHEVROLET |
22 015 |
44 496 |
–51 |
871 |
4020 |
–78 |