Подготовлен проект федерального закона «О клиринге и клиринговой деятельности».
К разработке этого закона власти во многом подтолкнули продолжающийся финансовый кризис и связанное с ним массовое неисполнение обязательств.
Основная цель — создание конкурентоспособной системы управления рисками участников гражданско-правового оборота.
Законопроект определяет порядок осуществления клиринга (сегодня под ним понимается система безналичных денежных расчетов за товары, ценные бумаги и оказанные услуги путем взаимного зачета сторонами требований и обязательств), повышает уровень защиты прав и интересов участников клиринга, устанавливает правовые основы государственного регулирования клиринговой деятельности.
В настоящий момент клиринг регулируется отдельными нормами, например, Законом РФ «О товарных биржах и биржевой торговле», федеральными законами «О рынке ценных бумаг», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О негосударственных пенсионных фондах», «О несостоятельности (банкротстве)», Налоговым кодексом РФ.
Законопроект не только конкретизирует действующие нормы, но и вводит абсолютно новые.
Во-первых, в сферу его применения попадает оказание клиринговых услуг по обязательствам, предметом которых являются денежные средства, в том числе иностранная валюта, ценные бумаги, товары и имущественные права, вытекающие из срочных сделок.
Во-вторых, вводится специальный способ обеспечения исполнения клиринговых обязательств (финансовое обеспечение).
Кроме того, определяется правовой режим гарантийного фонда, предназначенного для снижения рисков неисполнения обязательств по сделкам, а также основания и процедуры его формирования и использования.
К числу важных новаций можно отнести и гарантии завершения расчетов по клиринговым обязательствам при возникновении событий, свидетельствующих об ухудшении финансового положения участника клиринга или дающих основания предполагать невозможность исполнения обязательства в срок. Это обращение взыскания на имущество участника клиринга, признание его банкротом, аннулирование у него лицензии, наличие которой является условием оказания клиринговых услуг.
Устанавливаются и единые принципы регулирования клиринговой деятельности, которые будет определять один федеральный орган исполнительной власти (ФСФР России) вне зависимости от того, что считается предметом клиринговых обязательств.
Клиринговая организация — это инфраструктурный институт, поэтому законопроект устанавливает требования, позволяющие обеспечить надлежащее выполнение такой организацией возложенных на нее задач. В частности, предусматриваются требования к ее организационно-правовой форме, совмещению клирингового бизнеса с иными видами деятельности, а также требования к органам управления организации.
Важную роль в регулировании клиринговой деятельности призван сыграть институт центрального контрагента (центральной стороны по сделке) — новый для российского законодательства. Предполагается, что использование этого института будет востребованным в первую очередь в рамках биржевой торговли.