Решая вопрос о необходимости проведения конкурса при заключении договора аренды недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, нужно исходить из положений законодательства действовавших на момент его заключения (Определение ВАС РФ от 12.11.2009 № ВАС-15029/09).
Организация заключила с ФГУП договор аренды недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности. На заключение договора было получено согласие Управления делами Президента РФ (далее — УДП РФ), в ведении которого находилось это имущество. Однако Управление Федеральной регистрационной службы в государственной регистрации договора аренды отказало из-за отсутствия документов, свидетельствующих о заключении договора на конкурсной основе.
За защитой своих прав организация обратилась в суд. Но мнения судей разделились. Суд первой инстанции и кассационный суд признали отказ в регистрации договора недействительным. А апелляционный суд пришел к выводу, что отказ обоснован.
Разногласия у судей возникли по вопросу, распространялись ли на данный договор аренды положения п. 3 постановления Правительства РФ от 30.06.98 № 685 «О мерах по обеспечению в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества», обязывающие заключать договоры аренды недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, исключительно на конкурсной основе.
Управление Федеральной регистрационной службы и апелляционный суд исходили из того, что УДП РФ осуществляет управление и распоряжение объектами федеральной собственности, включая имущество, закрепленное за подведомственными ему организациями, в соответствии с законодательством РФ. Поэтому при передаче федерального имущества в аренду следует руководствоваться п. 3 указанного постановления. В этом пункте приведен исчерпывающий перечень случаев передачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, без проведения конкурса. А рассматриваемый договор аренды к таким случаям не относится.
Тем не менее судьи первой и кассационной инстанций отметили, что этот пункт содержит положение, в котором предусмотрено следующее. Если федеральным законом или изданными до принятия названного постановления иными нормативными правовыми актами РФ установлен иной порядок, то применяется порядок, регламентированный данными нормативными актами.
В период заключения договора аренды действовал приказ УДП РФ от 08.04.2002 № 73, согласно которому основанием для заключения договора аренды недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, является разрешение УДП РФ. Этот приказ признан утратившим силу уже после заключения рассматриваемого договора аренды. Поэтому договор правомерно был заключен без проведения конкурса и у Управления Федеральной регистрационной службы не было оснований для отказа в его госрегистрации.
ВАС РФ эту позицию поддержал и отказал в передаче дела в президиум суда.
При заключении договора аренды федерального имущества можно обойтись и без проведения конкурса, если отсутствуют законодательные требования его проведения, а ведомственными нормативными актами, действующими на момент заключения договора, предусмотрен внеконкурсный порядок.