Договорная неустойка не может применяться при несвоевременном исполнении лизингополучателем обязательства по перечислению лизингодателю сумм НДС, включенных в состав лизинговых платежей. К такому выводу пришел ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 13.11.2009 по делу № А75-677/2009.
Лизингодатель обратился в суд с иском о взыскании с лизингополучателя задолженности по лизинговым платежам и договорной неустойки, начисленной за просрочку платежей. Суд удовлетворил требования, но частично.
Оказалось, что по условиям договора в состав лизинговых платежей был включен и НДС.
Суд напомнил, что исходя из норм подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 39, п. 1 ст. 168, п. 2 ст. 153 и п. 1 ст. 154 Налогового кодекса РФ налогом на добавленную стоимость облагается только та сумма денежных средств, которая увеличивает стоимость товаров (работ, услуг).
В силу п. 1 ст. 329 и ст. 330 Гражданского кодекса РФ неустойка (пени, штраф) является способом обеспечения исполнения обязательства. Неустойка связана с нарушением условий договора, а ее сумма оплачивается сверх цены товаров (работ, услуг). Тем самым компенсируются возможные или реальные убытки потерпевшей стороне. Поскольку сумма, взыскиваемая лизингодателем в качестве неустойки за несвоевременную оплату лизинговых платежей, не связана с оплатой за лизинговые услуги, а подлежит уплате за ненадлежащее исполнение лизингополучателем обязательств по договору лизинга, договорная неустойка не может применяться при несвоевременном исполнении обязанности по перечислению сумм НДС, включенных в стоимость товаров, работ или услуг.
Иными словами, суд признал, что в данном случае ответственность лизингополучателя в части уплаты лизингодателю НДС в составе лизинговых платежей является публично-правовой, а не договорной, и взыскал неустойку с суммы долга без учета этого налога.