Бой идет не ради славы...

| статьи | печать

Главное препятствие нашему членству во Всемирной торговой организации — недостаточная защита прав интеллектуальной собственности. Это одна из четырех проблем, которую США ставят нам в вину на затянувшихся переговорах по присоединению России к ВТО. Действительно ли так все плохо? Ситуацию по просьбе «ЭЖ» комментируют сопредседатели Комитета по таможне и транспорту Американской торговой палаты (АМЧАМ) Константин АНТИПОВ и Арт ФРАНЦЕК.

В прошлом году ряд крупных американских правообладателей отметили усиление борьбы российской таможни с нарушениями прав интеллектуальной собственности. ФТС сумела улучшить работу в этой сфере после принятия нового Таможенного кодекса, который закрепил ранее сложившиеся подходы к защите интеллектуальной собственности на уровне закона. В то же время он позволяет таможне более эффективно взаимодействовать с правообладателями, расширяя возможности для обмена информацией и оказания содействия законопослушным участникам ВЭД.

Около 20% товаров, задержанных в 2005 году в связи с нарушением прав собственности, содержали ОИС, принадлежащие американским правообладателям. Рекордное задержание было произведено в Астрахани, где удалось остановить поставку из Ирана около 170 тыс. поддельных дисков с программами фирмы ADOBE на сумму около 244 млн долларов. В результате товары были конфискованы по приговору суда и подлежат уничтожению. Данный эпизод получил положительную оценку в деловых и официальных кругах США.

Общий объем контрафактных товаров, перехваченных таможней в 2005 году, по оценкам экспертов, достигает 300 млн долларов. Все это свидетельствует о том, что российской стороне за последние годы удалось создать определенный потенциал и заметно увеличить усилия по борьбе с контрафактом. Хотя и теперь действенная защита этих прав в общенациональном масштабе остается серьезной проблемой, вызывающей критику и требующей более эффективного участия в ее решении многих российских государственных ведомств.

Тем не менее правообладатели все еще не вполне осознают новые возможности по защите их собственности, которые предоставляются российским таможенным законодательством. Хотя в настоящее время в России зарегистрировано около 400 тыс. российских и иностранных товарных знаков, в Таможенный реестр пока включено лишь немногим более 500.

Есть и другие причины, объясняющие пассивность значительной части законопослушного бизнеса:

  • глубоко укоренившееся недоверие рынка к сотрудничеству с властями и недостаток опыта подлинного сотрудничества;
  • неспособность некоторых таможенных органов обеспечить полноценное применение всех необходимых правовых инструментов в отношении конкретных ситуаций;
  • продолжающиеся утечки коммерческой информации и нежелание бизнеса раскрывать перед таможней логистику поставок, стоимость товаров и их сбытовые цены;
  • невысокая эффективность судебной деятельности;
  • конкуренция со стороны «серого» рынка, а также участие многих импортеров и дистрибьюторов в сомнительных сделках с ОИС.


Поиски путей улучшения защиты прав интеллектуальной собственности пока не дают однозначные результаты. ФТС подготовила предложение о включении в Таможенный кодекс широко применяющегося в международной практике принципа ex officio, с тем чтобы предоставить таможенникам право задерживать и проводить расследования в отношении любых подозрительных товаров. Это предложение, с энтузиазмом поддержанное представителями аудиовизуального сектора, все еще вызывает дискуссии среди других участников рынка и государственных служащих. Последние считают, что в реальных условиях российского рынка применение ex officio может нанести ущерб добросовестным участникам ВЭД, а также вызвать новую волну коррупции в таможенных органах. В деловых кругах выражают надежду на то, что в этом вопросе российские власти найдут оптимальное решение, позволяющее руководителям таможенных органов уверенно контролировать применение ex officio на практике и обеспечивать тем самым защиту законных интересов всех участников ВЭД.

Итоги 2005 года показывают, что новое таможенное законодательство может превратиться в один из наиболее эффективных из имеющихся на российском рынке инструментов защиты прав интеллектуальной собственности. Повод для оптимизма дает и то, что российская таможня все более активно использует международный, в том числе американский, опыт, особенно в части подготовки кадров.

До 700 вырастет в течение этого года количество зарегистрированных товарных знаков в российском таможенном реестре. В США этот показатель достигает 30 000.

В прошлом году таможня возбудила более двухсот дел, связанных с нарушениями авторских и смежных прав, подделками товарных знаков.