Кризис заставляет экономить. Прежде всего на самом «ненужном» — культуре и молодежи. Урезать бюджеты начинают с маленьких и безответных — с органов местного самоуправления в сельских поселениях.
Администрация Алтайского края установила на 2010 г. новые нормативы расходов на содержание органов местного самоуправления в сельских поселениях. Местные администрации должны резко ужать штатное расписание. Краевые чиновники заявили, что, поскольку федеральный бюджет на 33% сократил субсидии в краевой бюджет, край уменьшает финансовые потоки в муниципальные образования.
«Придется сокращать специалиста по работе с молодежью, больше некого, — говорит глава Мамонтовского сельсовета Михаил Кирухин. — Что делать, так теперь во всех алтайских селах».
Краевая власть настаивает на том, чтобы каждое муниципальное образование жило на налоговые поступления, которые собирает на своей территории. Но сельским поселениям остается только два местных налога — на недвижимость физлиц и земельный налог с них же. Сборы от них в среднем по стране не превышают 10% поступлений в местные бюджеты. Остальное — нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов согласно закону субъекта РФ плюс субвенции и субсидии из федерального, регионального и районного (городского) бюджетов.
«Нагрузка растет, множество департаментов и комитетов из вышестоящих инстанций чуть не каждый день требуют отчеты. Только на ответы им нужен отдельный человек. Например, специалист по земельным отношениям. Ума не приложу, что делать при установленных нормативах по штатному расписанию», — говорит глава Красноярского сельсовета Вера Каленникова.
Глава Кусакской сельской администрации Немецкого национального района Галина Ранерт шесть человек перевела на 0,5 ставки, а три ставки сократила. «Откуда берутся эти нормативы, которые нам прислали? Кто выводит эти формулы? Непонятно, как рассчитываются наши налоговые и неналоговые доходы. Везде идут сокращения, с чего же налоги собирать? Еще полгода, ну год, и мы пожмем друг другу руки, закроем администрацию и разойдемся кто куда», — сетует глава сельского поселения с почти миллионом рублей собственных доходов, которых, правда, не хватает ни на коммунальные расходы, ни на освещение улиц, ни на очистку дорог. А дотации из других бюджетов сократились с 1,8 до 1,04 млн руб. В то же время в селе с населением чуть более 2000 человек два клуба, две библиотеки, спортзал 600 кв. м. В вышестоящих инстанциях говорят: это не соответствует населению, а потому закрывайте, если не можете содержать.
Глава Ракитовского сельсовета Михайловского района Владимир Грефенштейн настроен оптимистически: «Наше поселение укладывается в разработанные нормативы. Сокращений не будет, потому что вся структура оптимизирована. В бюджете 2010 г. мало что изменится по сравнению с 2009 г. Бюджетных средств нам хватает, мы можем выполнять свои полномочия. Но что-то большее позволить себе не можем. Я недавно был в Волчихинском районе, смотрел, как создать модельную библиотеку. Но на это средств нет».
Муниципальная реформа согласно базовому Закону от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» призвана была развивать, в частности, поселенческое самоуправление, но финансы остаются на региональном и районном уровнях.