Контроллинг в качестве концепции, методологии и инструментальной поддержки менеджмента применяется на многих промышленных предприятиях, в банках, торговле, на транспорте, в строительстве и других сферах коммерческой деятельности. В последнее десятилетие возрос интерес к контроллингу общественного и государственного управления, управления городами и мегаполисами.
Сегодня доля городского населения в России и в странах СНГ превышает 60%. Прогнозируется, что за период с 2000 по 2015 г. количество городов с населением 5—10 млн человек (мегаполисов) увеличится на 61%. Практика управления городами и мегаполисами, в том числе в европейских странах, подтверждает целесообразность применения концепции контроллинга.
Контроллинг мегаполиса — это, с одной стороны, концепция управления крупным городом, а с другой — качественно новый тип мышления.
В основе контроллинга лежит стремление к обеспечению устойчивого развития города и соответственно повышению качества жизни населения.
Концепция контроллинга предусматривает не только использование существующих методик и инструментов, но и разработку собственных с учетом особенностей объекта управления — мегаполиса. Однако, что особенно важно, концепция контроллинга позволяет формировать особый созидательный и системный тип мышления руководителей.
Гибкость и адаптивность мышления необходима управленческому персоналу, поскольку удовлетворение возрастающих потребностей местного населения при постоянном изменении внешней среды, а также вывод (или продвижение) самой территории во внешнюю среду — параллельные задачи. Их решение должно обеспечить устойчивость развития региональной или локальной экономической системы.
Отличительная особенность концепции контроллинга — ориентация на поддержание процессов управления в будущем. То есть контроллинг смотрит не в прошлое, а ориентирован прежде всего на перспективу.
Контроллинг в сфере управления мегаполисом является той методологией, которая в значительной мере позволяет решить проблемы координации и интеграции, а также обеспечивает переход управления от дилетантского уровня к профессиональному.
Инструмент поддержки менеджмента мегаполиса
Использование инструментов контроллинга становится еще более обоснованным, если рассматривать любую территорию как сложную систему, требующую многогранного и всестороннего подхода к управлению, изучения и моделирования экономических и социальных показателей.
Постоянное развитие этой системы и необходимость ее включения в более глобальное экономическое пространство представляется сложной задачей. Она требует тщательного анализа и использования новых управленческих технологий.
Важно также, что контроллинг носит консолидирующий и координирующий характер для всего аппарата управления мегаполисом, поскольку затрагивает все сферы жизнедеятельности территории.
Контроллинг предполагает оказание услуг информационно-консультационного характера руководящему составу, что позволяет управлять мегаполисом в соответствии с поставленными целями. Функции контроллинга как инструмента поддержки менеджмента мегаполиса охватывают основные блоки управления (см. таблицу).
Объем реализуемых функций контроллинга в мегаполисе будет зависеть от таких факторов, как:
-
масштабы и организационное деление мегаполиса;
-
функции, выполняемые мегаполисом (есть различие в функциях столичных и нестоличных мегаполисов);
-
финансово-экономическое состояние мегаполиса;
-
уровень диверсификации отраслей экономики;
-
квалификация управленческих кадров администрации города и их ментальность;
-
квалификация сотрудников службы контроллинга;
-
понимание руководством мегаполиса важности и полезности контроллинга.
Организационная структура контроллинга мегаполиса в перспективе должна строиться по децентрализованному принципу: центральный контроллинг — при правительстве (мэрии) города, а локальные службы контроллинга — в структуре управления префектуры или аналогичных по функциям органов исполнительной власти.
Основная цель создания центрального контроллинга — выработка методологии и инструментария управления мегаполисом, а также передача разработанных методов и методик на локальный уровень, например в префектуру.
Кроме того, центральный контроллинг отвечает за интерпретацию отчетности перед руководством мегаполиса и осуществляет методологическое (функциональное) руководство работой локальных служб контроллинга. При этом линейные службы контроллинга должны подчиняться своему префекту или его аналогу.
Примеры из зарубежной практики
В мировой практике известны различные организационные и управленческие схемы и структуры встраивания контроллинга в систему управления мегаполисом в столицах и крупных городах Испании, Эстонии, Германии и др.
Так, в Барселоне (Испания) руководитель службы контроллинга подчинен непосредственно главному менеджеру города (аналог руководителя правительства города), который отвечает за экономику, экологию и социальные аспекты жизни города.
Мэр города — фигура политическая, задающая административные, социально-политические и экономические ориентиры. В службе контроллинга имеется два важных структурных подразделения. Одно из них — контроллинг финансов и бюджетов, другое — контроллинг процессов планирования.
Первое подразделение отвечает за обоснованность финансовых планов, правильность инвестиционных расчетов, целесообразность бюджетов и т.д.
Второе подразделение занимается вопросами координации и интеграции планов социально-экономического и экологического развития города. В его же ведении находится разработка ключевых показателей результативности, а также составление отчетности для руководства. При формировании и взаимной увязке стратегических и оперативных планов города администрация использует концепцию и инструментарий сбалансированной системы показателей, разработанной Д. Нортоном и Р. Капланом.
Опыт Центрального округа столицы
При работе над концепцией развития Центрального округа столицы в рамках формирования сбалансированной системы стратегических индикаторов и показателей предполагались разработка набора показателей, их последующее ранжирование, увязка и балансировка. Эта работа продолжается и сейчас, но первые важные шаги в этом направлении уже сделаны.
Появилась система индикаторов деятельности отраслевых подразделений и территорий — районов. Система индикаторов позволяет оценивать деятельность органов власти как с событийной точки зрения (временной), так и с пространственной, привязанной к территории.
Основное условие для развития системы — создание офиса стратегического менеджмента (ОСМ). Его подразделения должны выполнять функции планирования, организации, координации и интеграции процессов разработки стратегии, а также мониторинга ее исполнения. Формированием системы стратегических показателей и индикаторов для территории должны совместно заниматься ОСМ и служба контроллинга.
Таким образом, для совершенствования системы менеджмента мегаполиса необходима коренная перестройка организационно-управленческой структуры по всем уровням иерархии. И эта система должна быть ориентирована на устойчивое развитие и рост качества жизни мегаполиса.
Организационно-управленческая концепция контроллинга способна повысить интеллектуальный ресурс и привнести новое качество в сбалансированное управление развитием мегаполиса.
К сведению
Устойчивое развитие города и повышение качества жизни населения достигается путем:
• адаптации стратегических целей социально-экономического, пространственного, демографического и экологического характера к изменяющимся условиям внешней среды;
• согласования стратегических и оперативных планов в области экологии, экономики и социального развития;
• координации и интеграции оперативных планов развития;
• создания системы обеспечения управленческого персонала различных уровней отчетной информацией в разрезе имеющихся планов социального развития, экономики и экологии мегаполиса в оптимальные сроки;
• создания системы контроля исполнения оперативных и стратегических планов, корректировки их содержания и сроков реализации;
• адаптации организационной структуры управления города с целью повышения ее гибкости в отношении изменяющихся потребностей населения;
• построения комплексной интегрированной системы автоматизированного сбора и обработки информации в режиме реального времени, обеспечивающей оперативные потребности руководства города в справочной и аналитической информации.
Таблица
Функции и задачи контроллинга
Функции |
Задачи |
Планирование |
• формирование алгоритма системы планирования • установление потребности в информации и времени для отдельных шагов процесса планирования • координация процесса обмена информацией; проверка предлагаемых концепций, стратегических планов, а также конкретных проектов на их полноту и реализуемость • составление совокупного оперативного плана по внедрению конкретных проектов |
Контроль и проверка |
• составление документов, по которым будет осуществляться контроль во временном и содержательном разрезах • составление плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения стратегической цели • установление допустимых границ отклонения величин • анализ отклонений, интерпретация причин отклонений плана от факта и выработка приложений для уменьшения отклонений |
Отчет и консультации |
• разработка архитектуры информационной системы, стандартизация информационных носителей и каналов • предоставление цифровых материалов, которые позволили бы осуществить контроль и управление мегаполисом • сбор и систематизация наиболее значимых для принятия решения данных • разработка инструментария для планирования, контроля и принятия решения • консультации по выбору корректирующих мероприятий и решений • выполнение специальных функций • обеспечение экономичности функционирования информационной системы |
Учет |
• сбор и обработка информации, включая ее оценку и интерпретацию • разработка и ведение системы внутренней оценки деятельности подразделений • унификация методов и критериев оценки деятельности всей организационно-управленческой системы в целом и ее отдельных подразделений |