После двух переносов болезненный для розничных торговых сетей законопроект «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» 16 декабря наконец прошел второе чтение в Госдуме. Спор между государственно-правовым управлением президента и правительством закончился победой Белого дома: наиболее принципиальные замечания Кремля к содержанию законопроекта депутаты не учли. Крайними от вступления в силу этого закона могут оказаться потребители.
Двухлетняя напряженная борьба вокруг содержания законопроекта о торговле в принципе закончилась. Второе чтение он прошел, сохранив все принципиальные положения, выработанные правительством, смягчить которые в последний момент безуспешно пробовала кремлевская администрация.
Таким образом, с 1 января следующего года розничным торговым сетям порог доминирования на уровне 25% установят в регионах, а с 1 июля — в городских и муниципальных округах. Это достаточно спорное ограничение, учитывая, что в России развитие ретейла заметно отстает от показателей других стран, причем не только самых развитых. Но в качестве слабого утешения сетевой розницы можно напомнить, что в первых вариантах законопроекта доминирование на рынке им пытались ограничить 15%.
Запрещаются также бонусы сетям со стороны поставщиков за попадание их товаров на полки магазинов. Допускается лишь 10-процентная «премия» за объем проданных товаров. Ограничение тоже неоднозначное. Закрепляемый в договорах поставки «билет за вход» все-таки гарантировал поставщикам присутствие их товаров в сетях. С его отменой прозрачное договорное условие может преобразиться в банальное взяточничество.
Кое-что из замечаний кремлевских юристов депутаты все-таки учли. Из законопроекта убрали привязку оплаты в 10-дневный срок с замороженным мясом и молоком. Теперь не позднее этого срока сети будут расплачиваться за продукты со сроком годности до десяти дней; если годность установлена до 30 дней, то и расчеты производятся не позднее этого периода; не позже 45 дней должны оплачиваться продукты с годностью свыше 30 дней и произведенный в России алкоголь.
В последний момент в законопроект вошла принципиальная новелла, позволяющая правительству устанавливать в регионах предельные цены на продтовары. Но воспользоваться этим правом оно сможет только в случае не менее 30-процентного роста цен в течение 30 дней. Действие подобной меры также ограничено 90 днями. Действительно, можно припомнить случаи, когда в отдельных регионах из-за техногенных аварий или раздутых слухов с полок магазинов сметали минеральную воду и соль, а цены на них моментально взлетали до небес.
В третьем, фактически формальном чтении законопроект запланировано рассмотреть 18 декабря, а до нового года его подпишет президент. Но скандальная жизнь закона, похоже, на этом не закончится. В СМИ уже звучат заявления крупных сетевиков, что его лоббистов они вычислили и обещают устроить им веселую жизнь. Известно, у кого в таких сварах трещат чубы. В этой «торгово-закупочной» войне жертвами могут стать потребители.