Как бы банально это ни звучало, но условия для бизнеса определяет государство. Поэтому важны не только принимаемые в настоящее время законы, но и перспективы на несколько лет вперед. Несомненно, читателям «ЭЖ» будет интересна позиция начальника Экспертного управления Президента РФ Аркадия ДВОРКОВИЧА.
Один из определяющих факторов для рыночной экономики — стабильная система защиты прав собственности, причем с доминированием частной.
Но важно не только то, какой процент активов принадлежит бизнесу, важно позитивное отношение общества к институту частной собственности в принципе, понимание ее незыблемости. А чтобы сформировать такое отношение, одних нормативных актов недостаточно.
Несмотря на то что по статистике в России на сегодняшний день превалирует именно частная собственность, большая часть активов и финансовых потоков фактически контролируется государством либо существует серьезный риск перераспределения собственности в его пользу. Это вызвано целым рядом причин.
Во-первых, проблемами, связанными с приватизацией и исполнением налогового законодательства. Многие собственники не могут защитить свои права, так как у большинства из них в 90-е годы были те или иные проблемы с законодательством — валютным, налоговым, таможенным и т. д. Поскольку правонарушения носили массовый характер, то в нормальном обществе в какой-то момент их перестали бы считать таковыми. У нас же пока амнистия не проводилась, и эти нарушения остаются висеть дамокловым мечом над бизнесом.
Во-вторых, слабостью законодательства, защищающего права инвесторов. Например, при сделках с залогом инвестор и кредитор не могут быть уверены, что их права надежно защищены как в силу неразвитой системы регистрации залога, оценки имущества, вносимого в качестве залога, так и в силу неразвитости судебной защиты при его реализации.
В-третьих, корпоративными захватами и недружественными поглощениями. Подобные методы применяются не только частными, но и государственными конкурентами. Это приводит к краткосрочности горизонтов планирования, в том числе инвестиционного, не дает компаниям стать более публичными. А значит, нельзя рассчитывать, что высокие темпы экономического роста сохранятся в ближайшем будущем.
Выходом из сложившейся ситуации является легитимизация собственности. При этом не лучший, но преобладающий сейчас вариант — приобретение государством активов, в которые инвесторы не готовы вкладывать деньги в силу обозначенных рисков. Хотя число примеров растет (за сделками с сырьевыми активами последовали сделки в машиностроении, других отраслях), это тем не менее не является государственной политикой.
Лучшим вариантом было бы устранение государством этих рисков, создание нормальных условий для существующих владельцев компаний либо альтернативных инвесторов. Но это сложнее, чем передать актив госкомпании…
Другой подход — уплата неких дополнительных налогов собственниками, имевшими проблемы с налоговым законодательством, что позволило бы им устранить свои потенциальные обязательства перед государством. Но поскольку последние два-три года практика уклонения от налогов резко снизилась, речь идет о более давнем периоде, и применение этого метода представляется крайне непривлекательным.
Возможна также продажа активов иностранным инвесторам, но для этого необходим более прозрачный и регламентированный механизм доступа к ним, а также четкий список отраслей, видов деятельности, предприятий, доступ иностранцев к которым будет ограничен.
Не менее важна для рыночной экономики конкуренция. У нас же пока весьма слабы антимонопольные механизмы, да и применяются они достаточно произвольно. Для получения конкурентных преимуществ используются административный ресурс и методы налоговой оптимизации. Это вызывает цепную реакцию, когда практически все оптимизируют налоги для выравнивания конкурентных условий.
Все названные проблемы требуют серьезной работы. Причем совершенствовать нужно не только законодательство, но и правоприменительную практику — на уровне федеральной, региональной, муниципальной власти, судебной системы. Здесь важна как политическая воля и сильная правоохранительная система, так и движение со стороны компаний, потому что, пока они будут использовать административный ресурс для получения конкурентных преимуществ, ситуация не изменится.
Таким образом, речь идет о деприватизации власти. Основная задача — сделать так, чтобы она работала на рынок, а не сама по себе трансформировалась в рыночную среду. Сегодня же власть приватизирована, а активы, наоборот, все больше национализируются. Между тем власть должна быть сильным защитником рыночных механизмов.
Если этого удастся достичь, то изменится сама система экономических и общественных отношений в стране. Они станут более стабильными.
В стабильности, конечно, есть свои плюсы и минусы. Плюс — в возможности планировать на более долгий срок, а минус — в меньшей мобильности. И тем не менее на определенном этапе стабильность становится важнее. Это нормальный этап развития любой экономики, бизнеса, общества.
Вслед за стабильностью, естественно, появятся новые возможности для перетока капитала, повысится степень интеграции во внешние рынки. Мы сможем играть более активную роль в формировании внешней среды, более выгодной для себя. Сегодня же мы фактически просто реагируем на ту внешнюю среду, которую создает кто-то другой.
И роль государства в таких условиях в первую очередь заключается в обеспечении макроэкономической стабильности, наиболее эффективного исполнения и финансирования своих обязательств.