Кризис в авиационной промышленности России достиг размеров, угрожающих национальной безопасности, заявил министр транспорта Игорь ЛЕВИТИН на коллегии Федерального агентства воздушного транспорта. Так, из пяти тысяч эксплуатируемых в России самолетов половина годится только на запчасти.
По данным главы Росавиации Александра Юрчика, российские авиакомпании эксплуатируют лишь 43 самолета нового поколения отечественного производства. С подготовкой летчиков дело обстоит не лучше — из 261 учебной машины только пятая часть исправна, а 18% — подлежат списанию. Выработали свой ресурс и 35 из 45 тренажеров для летных экипажей.
Плохое состояние парка воздушных судов и наземной инфраструктуры привело к сокращению объемов грузовых перевозок. В прошлом году перевезено на 3,7% (25 тыс. тонн) меньше грузов, чем в 2004-м. По словам А. Юрчика, анализ состояния дел на рынке грузовых перевозок показал, что «имеет место его зависимость от импорта товаров и таможенных сборов, а также неразвитость доставки грузов внутри страны».
Вместе с тем объем пассажирских перевозок увеличился на 3,9%, причем рост отмечен как на внутренних авиалиниях (1,9%), так и на международных (4,8%). В то же время на местных линиях в 2005 году объем перевозок остался на уровне 2004 года.
Чистая прибыль российских авиакомпаний упала в два раза по сравнению с 2004 годом — до 2,2 млрд руб., а рост себестоимости авиаперевозок из-за ситуации с ценами на топливо оказался в два раза выше роста доходов.
Всего в минувшем году в эксплуатацию поступило 17 гражданских самолетов отечественного производства, из них 6 воздушных судов нового поколения введено с помощью различных видов господдержки. Кроме того, введение различных ограничений на использование устаревших типов воздушных судов, как отметил А. Юрчик, привело к тому, что в 2005 году в страну ввезено более 30 иностранных самолетов. И это в условиях высоких таможенных сборов. Причем большинство авиакомпаний не смогли себе позволить приобретение новой техники, закупив уже достаточно «поношенные» экземпляры.
По словам И. Левитина, вывести из эксплуатации отечественные самолеты Ту-154 и Ту-134 планируется только в 2010—2012 годах. Поэтому он предлагает для улучшения критической ситуации в авиапроме отменить НДС и пошлины на ввоз самолетов, которые не производят в России.
Авиаперевозчики поддерживают отмену пошлин и НДС на импорт самолетов, так как те делают их услуги неконкурентоспособными. Эта мера лишь создаст им равные условия с иностранными конкурентами, которые не сталкиваются с такими ограничениями. Даже в странах СНГ, где есть подобные пошлины, правительства освобождают авиакомпании от них. По мнению экспертов, наличие пошлин и НДС на ввоз иномарок автоматически делает услуги российских авиакомпаний, эксплуатирующих иностранные самолеты, дороже на 40%.
Россия же производит самолеты в очень ограниченном количестве — несколько единиц в год, тогда как в советские времена они выпускались сотнями. К тому же
Ту-154-М, который еще пускают в Европу, потребляет в два раза больше топлива, чем его европейские и американские аналоги.
Позиция транспортников понятна. Но почему-то не верится, что при снижении пошлин перевозчики автоматически снизят цены на свои услуги (а ведь падение объема грузоперевозок, наверное, связано и с расценками). Или будут покупать за рубежом новые самолеты...
А вот своя промышленность от открытия рынка пострадает безусловно. И что тогда даст объединение компаний «Иркут», «МиГ», «Сухой», «Ильюшин», «Туполев» в единый комплекс?
Напомним, Указ о создании Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) подписан Президентом
21 февраля этого года. Доля государства в ней составит около 55—60%. По словам министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, главной целью создаваемой компании является ее вхождение в пятерку ведущих мировых игроков. По расчетам министерства, прибыль от этого может составить как минимум 6 млрд дол., а в перспективе дойти до 8 млрд. Но это только если наши самолеты будут покупать...
Игорь Левитин: «У небольших российских авиакомпаний сегодня нет возможности противостоять иностранной экспансии. Необходимо срочное укрупнение российских авиаперевозчиков — это первая ключевая проблема…».
К сведению
Объемы пассажирских авиаперевозок в 2005 г.:
«Аэрофлот» — 6,7 млн чел.;
«Сибирь» — 4,2 млн чел.;
«Пулково» — 2,8 млн чел.;
KrasAir — 1,8 млн чел.
Всего — 35,1 млн чел.