Дискуссии об экономической политике закончились. Ее главные цели и инструменты их достижения определены, финансовые ресурсы выделены в достатке, теперь наступило время конкретной работы, считает Председатель Правительства Михаил ФРАДКОВ. Только вот сможет ли руководство страны преодолеть снижение темпов роста и не на словах, а на деле диверсифицировать экономику? Анализ эффективности госинвестиций и итоги первого месяца 2006 г. оптимизма не внушают.
Серьезные недуги, которыми страдает отечественная экономика, ранее признавались в основном независимыми экспертами. Теперь о наличии острых проблем стали говорить и руководители главных экономических ведомств, до недавних пор предпочитавшие рапортовать об отличных бюджетных показателях и увеличении золотовалютных резервов.
Прошлый год, по словам главы МЭРТ Германа Грефа, недавно подводившего его официальные итоги, запомнится не только падением темпов экономического роста с 7,2% до 6,4, но и значительным ухудшением его качества. Генератором роста выступали торговля и потребительский рынок (12%) на фоне резкого снижения промпроизводства — с 7,3% до 4, которое не смогли компенсировать обрабатывающие отрасли, объявленные панацеей против дряблости отечественной экономики, теряющей нефтяную подпитку.
Повернуть вспять негативные тенденции в экономике могут, по мнению руководства МЭРТ, меры экономической политики, основная часть которых сформулирована в Среднесрочной программе социально-экономического развития РФ («ЭЖ» уже писала о ней в № 3 за 2006 г.).
Более того, совсем недавно эксперты МЭРТ тщательно рассчитали экономический эффект от выполнения основных задач, предложенных в ней. Они должны увеличить объем ВВП в среднем на 0,5%, причем общий размер госинвестиций, необходимых для реализации этой экономической политики, составляет 2% от валового внутреннего продукта.
Вот и получается, что на четыре рубля бюджетных средств будет получен один рубль отдачи. Можно себе представить, как отреагировали бы акционеры частной компании, если бы топ-менеджер их фирмы предложил им вложить деньги в такой проект. Зато Михаил Фрадков, выслушав доклад руководителя Минэкономразвития о мерах экономической политики, констатировал, что тот «в ударе». Непонятно только, куда он будет направлен.
Наибольшие опасения вызывает реалистичность мер, которые должны обеспечить перевод экономики на инновационные рельсы развития и диверсифицировать ее структуру, а именно:
-
создание особых экономических зон (ОЭЗ) с объемом бюджетного финансирования 8 млрд руб. Но, по признанию Г. Грефа, они в лучшем случае дадут свою продукцию в конце 2007 г. А если учесть, что пока на этих промышленных площадках просто ничего нет, то и под занавес следующего года мы явно не увидим конкретных результатов;
-
реанимация Венчурного фонда, размер которого составит 1,2 млрд руб. Во-первых, это откровенно мало по сравнению с масштабами тех задач, которые необходимо выполнить для того, чтобы перевести на инновационный путь развития хотя бы пару серьезных отраслей. Например, отечественное автомобилестроение, производство которого упало в 2005 г. на 3,8%. Или вертолетостроение, размер выпуска которого снизился аж на 26%. А во-вторых, деньги-то выделить можно…
-
учреждение Российского банка развития с уставным капиталом 2,5 млрд дол. Здесь денег больше, но сейчас не ясно, какие финансовые организации выступят его учредителями и тем более — когда он даст реальную отдачу.
Так что все это пока «вилами по воде»…
Да и результаты первого месяца текущего года не показывают каких-либо изменений в позитивную сторону. ВВП по отношению к январю 2005 г. увеличился на 4,7%, но по сравнению с декабрем прошлого года уменьшился на 1,1.
Размер инвестиций в основной капитал в январе нынешнего года к соответствующему периоду 2005 г. увеличился всего лишь на 1,5%. По отношению же к декабрю прошлого года инвестиции упали на 5%. Как-то это не стыкуется с заявленным курсом на рост инвестиций.
Оборот розничной торговли в январе этого года показал хорошие результаты — рост 11,7% к первому месяцу 2005 г. А вот по сравнению с декабрем он снизился на 0,5%. Что неудивительно, если учесть, что реальные доходы населения тоже сократились на 2,7%.
Больше всего на них повлияло уменьшение доходов от предпринимательской деятельности, в первую очередь в строительстве и розничной торговле. Это подтверждает стабильная динамика заработной платы (она практически не изменилась по сравнению с уровнем декабря), которая не включает предпринимательскую составляющую.
Индекс промышленного производства в январе 2006 г. составил 0,2% против 0,9% в среднем за месяц в четвертом квартале прошлого года. Правда, по отношению к январю 2005 г., когда страна впервые гуляла в рождественские каникулы, наблюдался рост — 4,4%.
Наибольшую же тревогу вызывает сокращение производства в обрабатывающей промышленности (—0,4% к декабрю 2005 г.). В частности, снизился выпуск грузовых автомобилей, магистральных вагонов, синтетических каучуков, сборных железобетонных конструкций.
Среднесуточная добыча нефти упала на 2,1% по сравнению с декабрем прошлого года. Порадовал только экспорт газа, увеличившийся в первом месяце нынешнего года на 4% к уровню 2005 г. Здорово здесь помогли наши украинские соседи, несанкционированно отбиравшие газ из экспортной трубы во время морозов и вынудившие Газпром повышать объем зарубежных поставок.
Между тем нынешний год должен стать моментом истины для экономической политики, проводимой Кабинетом Михаила Фрадкова, премьерству которого в марте исполняется два года. Справедливости ради нужно сказать, что за это время экономическая политика приобрела определенные очертания, ее контуры прописаны не только в Среднесрочной программе, но и в трехлетнем финансовом плане, антиинфляционной программе и отраслевых стратегиях.
Более того, для реализации ее основных мер выделены средства в размерах, которые запрашивали руководители главных экономических ведомств. Сам глава Кабинета министров считает, что «теперь нужна конкретная работа министерств, ведомств и руководителей регионов, чтобы преодолеть негативные тенденции в экономической динамике». Жаль, что только теперь… Раньше-то мы все среднесрочку переписывали.
И все же реальных шансов исправить тенденцию снижения экономического роста, которое явно продолжается и в нынешнем году, очень мало. Сама экономическая политика по-прежнему носит фрагментарный характер, целый ряд отраслей, прежде всего в сегменте обрабатывающей промышленности (швейная, текстильная, обувная индустрия), вообще не охвачен этими мерами.
Сегодня дискуссии наконец закончены, премьер даже хвалит главу МЭРТ за систему мер экономической политики, хотя обычно склонен его критиковать. Хотелось бы верить, что и за конкретные результаты их реализации спустя год кого-нибудь похвалят, а, может быть, кто-то за них и ответит…
Эффект от внедрения мер экономической политики
Меры |
% прироста ВВП в годовом исчислении |
Реализация национальных проектов |
0,12—0,16 |
Формирование институтов развития:
|
0,03—0,05 |
Создание условий для привлечения иностранных инвестиций, формирование особых экономических зон |
до 0,05 |
Комплекс мер по развитию нефтегазового сектора |
— |
Реализация целевых параметров инвестиционных программ |
0,10—0,20 |
Внедрение налоговых новаций |
0,10 |
Активизация социальных факторов роста |
до 0,02 |
Стимулирование развития малого бизнеса, конкуренции и улучшение бизнес-среды |
до 0,07 |
Итого |
0,3—0,7 |