Свершилось! Минпромэнерго совместно с Минприроды и МЭРТ наконец-то согласовали правила доступа иностранных инвесторов в российскую экономику. Этот политический вопрос больше года обсуждался между ведомствами. И в конце концов, по мнению министра экономического развития и торговли Германа Грефа, выработанные подходы оказались гораздо либеральнее по сравнению с условиями в других странах.
В начале марта одобренный законопроект «О порядке осуществления в РФ прямых инвестиций в уставные капиталы коммерческих организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности РФ» был направлен в Администрацию Президента, и в ближайшее время, как ожидается, он поступит на рассмотрение Кабинета министров и в Госдуму.
Согласно этому документу ограничения иностранных инвестиций вводятся только для предприятий, занимающихся стратегическими видами деятельности. Перечень 39 таких отраслей, составляющих основу национальной безопасности (производство вооружений, военной техники, ядерных материалов, строительство ядерных объектов и др.), разработали в Минэкономразвития. Список не является окончательным, так как, по словам министра Г. Грефа, до принятия соответствующего закона в нем возможны уточнения и дополнения.
В недропользовании (добывающих отраслях промышленности) подобные ограничения коснутся только предприятий, разрабатывающих так называемые стратегические месторождения, критерии которых не так давно определило Министерство природных ресурсов (более полную информацию читайте об этом в «ЭЖ» № 43, 2005 г.).
Кроме того, запрет на вхождение иностранных компаний в «национально-перспективные» отрасли России предполагается совершенно не жесткий. Главным условием здесь является недопустимость консолидации блок-пакета акций российских предприятий, подпадающих под сферу действия закона, иностранным собственником и аффилированными с ним структурами (в том числе и российскими СП). Для этого законопроектом запрещаются сделки по продаже 25- или 50%-ной (определяется в учредительных документах) блокирующей доли акций российских компаний, ведущие к фактической смене их собственника. Сюда также относятся сделки с активами организаций (к примеру, управляющих компаний), владеющих контрольным пакетом акций российских предприятий, занимающихся стратегическими видами деятельности.
Как отмечают эксперты, до настоящего времени все крупные приобретения иностранцев в России одобрялись или не одобрялись на самом верху и в принципе не существовало четких критериев для привлечения зарубежных инвесторов. По задумке авторов законопроекта субъективные предпочтения власти необходимо было поменять на объективные критерии допуска или недопуска иностранцев в российскую промышленность. Но в результате, как бы кому ни хотелось, субъективизм все-таки сохранился — законопроект предусматривает «разрешительное регулирование» вхождения иностранных инвестиций в Россию, в соответствии с которым все сделки иностранцев по приобретению в собственность акций российских «национально-небезопасных» предприятий должны одобряться уполномоченным органом исполнительной власти.