ВАС России обнародовал первое разъяснение законодательства об обжаловании налогоплательщиками взыскания штрафов во внесудебном порядке.
В этом году у работников налоговых органов прибавилось полномочий. Согласно Федеральному закону от 04.11.2005 № 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров» они получили право без обращения с суд штрафовать на суммы до 50 000 рублей фирмы, нарушившие законодательство.
Это нововведение должно разгрузить арбитражные суды, избавив судей от необходимости рассматривать претензии фискалов к налогоплательщикам на незначительные суммы.
Но право обжаловать в суд административные решения о взыскании штрафов у налогоплательщиков сохранилось. Поэтому Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ направил нижестоящим арбитражным судам Информационное письмо от 20.02.2006 № 105, которое разъясняет вопросы, возникающие при рассмотрении таких дел.
Мнение ВАС будет интересно в том числе и налогоплательщикам, которые обжалуют решения работников налогового ведомства о взыскании штрафов.
Вернуть нельзя рассмотреть
В настоящее время в арбитражных судах находятся на рассмотрении заявления налоговиков о взыскании штрафов, поступившие туда еще до принятия Федерального закона от 04.11.2005 №-137-ФЗ. В связи с этим ВАС разъяснил судьям, какие иски о взыскании штрафов до 50-000 рублей должны быть разрешены по существу, а какие — возвращены заявителям для решения в административном порядке.
При обращении органов ФНС и Пенсионного фонда РФ в арбитражные суды после 31.12.2005 с заявлениями о взыскании санкций на сумму, превышающую 50 000 рублей, арбитражные суды обязаны их вернуть (п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ).
Если же заявление о взыскании обязательных платежей и санкций, которые должны быть получены во внесудебном порядке, все же было принято судом, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Но судьи обязаны рассмотреть те споры о взыскании штрафов, которые успели поступить в арбитражные суды до конца прошлого года и не разрешены до сих пор. Это указание Президиума ВАС основано на положениях ст. 3 Федерального закона от 04.11.2005 № 137-ФЗ, согласно которому заявления о взыскании штрафов, не превышающих 50 000 рублей, поданные органами ФНС и ПФ РФ до введения в действие административной процедуры взыскания штрафов и не рассмотренные арбитражным судом до 01.01.2006, подлежат рассмотрению по существу.
Нет формы — нет штрафа
Еще один спорный вопрос, с которым сталкиваются арбитры, вызван тем, что нынешняя редакция Налогового кодекса РФ предусматривает, что Минфин по согласованию с Пенсионным фондом РФ должен утвердить форму требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и форму решения о взыскании такой недоимки. Тем не менее формы требования и решения до сих пор не утверждены.
В связи с этим Президиум ВАС России разъяснил, что отсутствие указанных форм не является основанием для обращения территориальных органов ПФ РФ в суд с заявлениями о взыскании пеней и штрафов на сумму до 50 000 рублей, которые согласно закону могут взыскиваться в административном порядке. Получается, что органы ПФ РФ не смогут штрафовать предпринимателей и организации до тех пор, пока не будут утверждены необходимые формы.
Взыскание штрафа можно приостановить
Президиум ВАС внес ясность и в некоторые вопросы, которые касаются обжалования штрафов, наложенных налоговиками в административном порядке, не в арбитражный суд, а в вышестоящий орган ФНС России.
В соответствии со ст. 101 и 103.1 НК РФ решение о взыскании санкции налоговая инспекция выносит на основании решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Как указал ВАС, если налогоплательщик обжалует в вышестоящий орган ФНС России решение о привлечении к ответственности, это автоматически означает, что вместе с ним обжалуется и решение о взыскании налоговой санкции. В таком случае их исполнение должно быть приостановлено. Если же решение о привлечении налогоплательщика к ответственности обжалуется в судебном порядке, арбитражный суд может, но не обязан приостановить его исполнение на основании ч.-3 ст.-199 АПК РФ.
В то же время вышестоящий орган ФНС России не обязан приостанавливать взыскание, если речь идет о взыскании во внесудебном порядке не штрафа, а налоговой недоимки и пеней.
Кто вправе штрафовать
Арбитражным судьям объяснили, какие органы могут взыскивать недоимки по страховым взносам во внебюджетные фонды, а также связанные с ними пени и штрафы.
Так, полномочиями по взысканию указанных сумм, начисленных на основании Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», наделены лишь территориальные органы Пенсионного фонда РФ. Налоговые органы такими полномочиями не обладают.
Взыскание санкций по п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» производится так же, как и взыскание штрафов за налоговые правонарушения, в порядке, предусмотренном главой 15 НК РФ.
Особенностью взыскания в данном случае является то, что недоимка и пени по страховым взносам Фонд социального страхования РФ в бесспорном порядке взыскивает только с юридических лиц. Для взыскания недоимки и пеней с граждан органы этого Фонда должны обращаться в суд.