В цепочке уплаты налогов в бюджет основным звеном является банк. Однако случается, что там происходят сбои, поэтому деньги налогоплательщика поступают в бюджет не вовремя. Тем не менее налоговые органы пытаются начислить пени ни в чем не повинному клиенту банка.
Как доказать, что вины налогоплательщика в этом нет, Минфин РФ разъяснил своим Письмом от 27.12.2005 № 03-02-07/1-351. Бремя доказывания невиновности ложится на налогоплательщика, причем уже после того, как пени с него будут взысканы.
Финансовое ведомство напомнило, что обязанность по уплате налога признается в соответствии со ст. 45 НК РФ исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.
Однако в соответствии с п. 2 раздела V Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом», утвержденных Приказом ФНС России от 12.05.2005 № ШС-3-10/201, именно налогоплательщик должен в письменном виде заявить, что ошибка в расчетном документе возникла по вине банка, и приложить копию оформленного им расчетного документа.
После этого налоговый орган направит в банк уведомление об ошибочном указании информации и необходимости представления в налоговый орган документов, свидетельствующих о подлинности фактов, изложенных в заявлении плательщика.
И только после получения из банка документов, подтверждающих заявление налогоплательщика о надлежащем исполнении обязанности по уплате налога (сбора), осуществляется пересчет пеней, начисленных плательщику из-за ошибки, допущенной банком. Теперь пени будут начислены банку, причем в двукратном размере.
Теперь пени будут начислены банку, причем в двукратном размере.В заключение Минфин РФ напомнил, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в Постановлении от 17.12.96 № 20-П, Определении от 04.07.2002 № 202-О, пеня является дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
Про потери налогоплательщика в результате того, что с него взыскали пени, а ему пришлось потом тратить силы и время для того, чтобы их вернуть, Минфин умалчивает. Это, дескать, проблемы клиента, выбравшего не тот банк.