Под таким девизом россияне 15 марта отметили Всемирный день защиты своих прав. Международное потребительское движение образовалось в 1962 году. В России этот день получил признание лишь 30 лет спустя, после принятия Закона о защите прав потребителей. Массово же день их защиты «стартовал» во всех регионах в 1994 году.
Ситуация с правами потребителей в России далека от идеала, считает глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Хотя в минувшем году, по его словам, «в этой сфере начал работать новый весьма прогрессивный закон» и в рамках административной реформы сформирован Роспотребнадзор.
В нашей стране основным защитником прав потребителей является Союз потребителей РФ. Он объединяет свыше 100 региональных и городских обществ. Россия входит и во Всемирную организацию союзов потребителей, в которой насчитывается около 180 общественных и государственных организаций из 72-стран мира.
Как показывает практика, потребители чаще обращаются за помощью в общественные потребительские организации. Специалисты видят причину в ослаблении государственного надзора и контроля на потребительском рынке. Произошло четырехкратное сокращение количества государственных инспекторов, и в 6—8 раз уменьшилось число контрольных проверок предприятий торговли и услуг. Более того, у органов местного самоуправления-стало меньше возможностей воздействовать на ситуацию.
В 2004 году более всего претензий россияне высказывали к качеству продуктов питания, жилищно-коммунальных услуг, а также по поводу обсчета и обвеса покупателей. В прошлом году этот ряд несколько видоизменился — некачественные продукты питания, медицинские услуги и услуги ЖКХ. Эту «троицу» наши граждане называют главными виновниками, наносящими ущерб их здоровью.
Именно поэтому в стране намечается ряд мероприятий по противодействию фальсифицированной, опасной и некачественной продукции. Ведь только от отравления некачественной водкой умерли 42 тыс. человек!
По экспертным оценкам Национального фонда защиты потребителей, общий объем фальсификата в 56 сегментах рынка РФ превышает 40 млрд дол. Помимо алкоголя особенно опасные масштабы это приобрело в сфере производства и оборота бензина, запчастей, лекарств, биологически активных добавок, видеодисков, аппаратов мобильной связи, консервов и других пищевых продуктов.
Однако активность потребителей по защите своих прав все-таки растет. За последние 12 лет доля тех, кому удалось добиться полного удовлетворения своих претензий, выросла в 1,5 раза. В 2,5 раза снизилось число потребителей, которые не смогли защитить свои интересы. С 50 до 22% сократилось число граждан, которые ничего не знали о своих правах на возмещение ущерба. В 1994 году лишь каждый третий потребитель был готов отстаивать свои права. Сегодня таковых больше — 65%.
Так что лед тронулся… Одним из самых показательных своих достижений представители Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) считают выигранные иски против энергетических компаний из-за массовых отключений электричества в мае прошлого года. И хотя о возмещении морального вреда речь пока не идет, зато удалось добиться погашения потерь, связанных с испорченной бытовой техникой.
Вместе с тем, по мнению председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, Россия отстает от развитых государств лет на десять и одна из главных проблем — низкий уровень конкуренции на потребительском рынке.
В результате нарушения потребительских прав 22% граждан, опрошенных Союзом потребителей России, нанесен ущерб здоровью, 53% — заявили о причинении морального ущерба, 62% — понесли материальные убытки.