К широко обсуждаемому улучшению налогового администрирования добавилась идея замены НДС на налог с продаж. О ней не раз говорил начальник Экспертного управления Президента РФ Аркадий Дворкович, а не так давно она получила дополнительное обоснование: Центр исследований проблем налогообложения при Финансовой академии представил отчет о научно-исследовательской работе «Сопоставление НДС и налога с продаж».
Сразу оговоримся: с точки зрения замены ныне здравствующего НДС эксперты фактически предложили усовершенствованную конструкцию налога с продаж, который, с одной стороны, сохранит некоторые черты НДС, а с другой — должен упростить налоговую систему. Изменения произойдут не ранее 2009 г., да и то после обсуждения концепции с профессиональным сообществом.
Налог с продаж не будет, как нынешний НДС, передаваться по цепочке от продавца к покупателю, а будет начисляться и взиматься только на стадии конечного потребления. При этом к таковому будут относиться потребление домашними хозяйствами (неважно, товары ли это первой необходимости или же недвижимость), государственные закупки и расходы организаций, не связанные с производством, а также покупки, оплачиваемые в наличной форме.
Основной аргумент экспертов — простота администрирования налога с продаж как для государства, так и для налогоплательщиков. Эту простоту должно обеспечить использование для расчета базы всего оборота розничной торговли и платных услуг, а также вменение в обязанность подавать декларации всем юридическим лицам, а не только имеющим налоговые обязательства. Ничего не говорится в докладе о таких мелочах, как налоговый период, но, надо думать, он останется равным месяцу.
Потерь бюджета в случае замены не избежать, но, по мнению исследователей, в результате отмены НДС у предприятий появятся свободные денежные средства и, следовательно, расширится налоговая база по налогу на прибыль, ЕСН и НДФЛ. Таким образом, если бы замена произошла в 2004 г., то потери бюджета при уровне собираемости 29,9% (а это пессимистический сценарий, соответствующий расчетной собираемости старого налога с продаж) составили бы около 391 млрд руб. А при развитии событий по оптимистическому сценарию (при 60%-ной собираемости) брешь не превысила бы 209 млрд руб.
Однако помимо «денежных» последствий существует и такой плюс, как избавление от процедуры возмещения НДС из бюджета. С учетом российской специфики (возмещение растянуто во времени, на практике может быть связано с прохождением трех уровней судебной системы в процессе разбирательств, а также взятками должностным лицам налоговых органов чуть ли не до 30% от суммы возмещения) для бизнеса это может быть и благо. С точки зрения государства, которое никак не может справиться с махинациями в этой сфере, наверное, тоже.
А вот экспортоориентированные предприятия могут и пострадать. Авторы НИР считают, что это лишь восстановление справедливости: «Получая возмещение по НДС, сырьевые экспортеры еще более увеличивают свою прибыльность, что снижает возможности по диверсификации экспорта и в конечном итоге закрепляет сырьевую структуру экономики». Но заодно пострадают и те, кто пытается экспортировать продукцию с высокой степенью переработки.
И еще один немаловажный момент — цены. Их повышение не является неизбежным, но вполне возможно. Предлагаемый вариант налога с продаж должен бы даже стимулировать снижение цен, поскольку у него ниже и ставка, и затраты на администрирование со стороны компаний. Только вот не стоит забывать, что все-таки ряд фирм НДС у нас не платит, а налог с продаж более прост для контроля и сбора.
Новый налог с продаж
-
Налогоплательщиками признаются все юридические лица, имеющие обороты по реализации товаров, работ и услуг. При этом обороты по реализации товаров, работ, услуг, не являющихся конечным потреблением, освобождаются от обложения налогом.
-
Объект налогообложения — конечное потребление.
-
Налоговая декларация подается всеми налогоплательщиками, даже в случае если обороты не подпадают под обложение налогом.
-
Ставка — не более 10%.
-
Зачисление в бюджет — федеральный (либо частично — региональный, частично — федеральный).
Поступления налога с продаж по расчетам на 2004 г., млн руб.
|
База налога |
Налог с продаж, 10% | |
при собираемости 29,9% |
при собираемости 60% | ||
Расходы на покупку товаров и услуг домашними хозяйствами |
7 241 588 |
216 648 |
434 495 |
Расходы, не учитываемые в целях налогообложения прибыли |
1 401 295 |
140 130 |
140 130 |
Расходы федерального бюджета на закупку товаров и услуг |
600 218 |
60 022 |
60 022 |
Расходы консолидированного бюджета регионов на закупку товаров и услуг |
359 545 |
35 955 |
35 955 |
Расходы социальных внебюджетных фондов на закупку товаров и услуг |
94 458 |
9446 |
9446 |
Поступления налога с продаж |
х |
405 177 |
587 079 |
Выпадающие доходы от отмены НДС |
х |
796 108 |
796 108 |
Выпадающие доходы, всего |
х |
390 931 |
209 028 |
Выпадающие доходы, % ВВП |
х |
2,3 |
1,2 |
Источник: Отчет о НИР «Сопоставление НДС и налога с продаж»