В статье «Двигатель торговли взяли в ремонт» в №7 за февраль 2006 года мы уже рассказывали о некоторых положениях проекта нового закона о рекламе. Меньше чем за месяц этот проект прошел процедуру утверждения в Совете Федерации и был подписан Президентом.
Так что с 1 июля 2006 года заказчики, производители и распространители рекламы будут работать по новому Федеральному закону от 13.03.2006 №-38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон). Сегодня мы расскажем о тех его положениях, которые не освещались в февральском номере.
Новый Закон уживется со старыми
В новом Законе (как и в действующем сейчас Федеральном законе от 18.06.95 № 108-ФЗ «О рекламе») содержатся далеко не все правила, относящиеся к данной сфере деятельности.
После 1 июля 2006 года сохранят силу законодательные акты, в которых утверждены положения, относящиеся к рекламе отдельных товаров и услуг, например федеральные законы от 22.11.95 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», от 22.04.96 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», от 22.06.98 №-86-ФЗ «О лекарственных средствах».
Новый Закон предусматривает также, что нормативные правовые акты по вопросам рекламы будут принимать Президент и Правительство России.
А вот министерства и ведомства, которые также сейчас могут утверждать нормативные документы по-данной тематике, после 1 июля 2006 года утратят это право. Те ведомственные акты, которые уже приняты, после этой даты будут действовать только в той части, в которой они не противоречат Закону.
Кроме того, Закон не будет распространяться на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию, на результаты научных исследований и испытаний, на упоминания о товарах, которые «органично интегрированы» в произведения науки, литературы или искусства, а также на официальные сообщения органов государственной и местной власти. Эти отношения по-прежнему будет регулировать соответственно законодательство о выборах, об авторских правах и административное законодательство.
Срок годности для рекламы
Одно из важнейших нововведений Закона — установление срока действия рекламы, признаваемой офертой (ст. 11). Согласно ст. 435 Гражданского кодекса РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым оно будет принято. Если рекламный материал (буклет, афиша, видеоролик и др.) соответствует признакам оферты, то такая оферта действует в течение двух месяцев со дня распространения рекламы, при условии что в ней не указан иной срок.
Другими словами, если в телевизионном рекламном ролике сообщалось об ассортименте товаров, которые можно приобрести в определенном магазине, и были названы цены на эти товары (твердые, а не рекомендуемые), то любой покупатель в течение двух месяцев может требовать от работников магазина продать ему товар именно по той цене, которая указана в рекламе.
Отказ от рекламных обещаний (повышение магазином стоимости рекламируемых товаров со ссылкой на увеличение оптовых цен и т.п.) является нарушением Закона.
Таким образом, для рекламных материалов установлен двухмесячный «срок годности» (который, впрочем, может продлить сам рекламодатель, например оговорив в рекламе, что его предложение действительно в течение года). Этот срок нужно отсчитывать с того дня, когда прекратились трансляция рекламного ролика, размещение рекламных публикаций в прессе и т.д.
За рекламой — глаз да глаз
Мы уже сообщали, что деятельность рекламных агентств по новому Закону будут контролировать объединяющие их саморегулируемые организации. Но и от надзора со стороны государства законодатели, разумеется, не отказались. Эти полномочия сохранятся за Федеральной антимонопольной службой.
● Антимонопольный орган, в частности, вправе выдавать рекламодателям, производителям и распространителям рекламы обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения Закона. На исполнение таких предписаний отводится не менее пяти дней. ФАС вправе требовать и от государственных органов отмены их актов, нарушающих законодательство о рекламе.
● Кроме этого, антимонопольный орган может самостоятельно возбуждать и рассматривать дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (ст. 14.3 КоАП РФ), а также предъявлять в суд иски о запрете распространения незаконной рекламы, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).
Чтобы обеспечить возможность рассмотрения каждого нарушения Закона, заказчики, производители и распространители рекламы должны хранить в течение года рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы.
Срок их хранения исчисляется со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров. Эти материалы должны представляться по требованию органа ФАС.
Решение или предписание антимонопольного органа заинтересованное лицо (рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель) имеет право оспорить в суде в течение трех месяцев со дня его вынесения. Причем заявитель может ходатайствовать перед судом о том, чтобы исполнение спорного решения или предписания было приостановлено. Суд вправе (но не обязан) вынести соответствующее определение.