Фирма: особые приметы

| статьи | печать

Учре­дители фир­мы все­гда ока­зывают­ся перед необходимостью выделить ее сре­ди мас­сы кон­курен­тов, ока­зывающих ана­логич­ные услуги. Обес­печить это может ори­гинальное фир­мен­ное наиме­нование организации и закре­п­ление за нею соб­ствен­ного товар­ного зна­ка.

Эти отличительные чер­ты поз­воляют не только выделить ком­панию сре­ди про­чих организаций. Они могут стать основой фор­мирования ее положительного имиджа. На­при­мер, товар­ный знак ком­пании может получить не меньшую известность, чем ее наиме­нование, а тер­мины, вхо­дящие в назва­ние, могут обыгрываться в рек­лам­ных сло­ганах.

Как вы фир­му назовете…

Фирмен­ное наиме­нование (его так­же называют фир­мой) име­ет каж­дая ком­мер­ческая организация. Право на наиме­нование появ­ляется у нее с момен­та вне­сения в Единый государ­ствен­ный реестр юридических лиц и сохра­няется вплоть до лик­видации.

Во­прос о наиме­новании воз­никает уже при подаче учредителями заяв­ления о государ­ствен­ной регистрации юридическо­го лица при соз­дании. Форма такого заяв­ления (утв. Приложением № 1 к По­с­танов­лению Правительства РФ от 19.06.2002 № 439) включает гра­фу 1.4, в которой ука­зывается фир­мен­ное наиме­нование юридическо­го лица.

Впро­чем, фир­мен­ное наиме­нование есть и у тех организаций, которые про­шли гос­регистрацию еще до при­нятия Правительством РФ По­с­танов­ления от-19.06.2002 № 439. Со­гласно п. 4 ст. 54 Граж­дан­ско­го кодек­са РФ фир­мен­ное наиме­нование в обязательном поряд­ке при­сва­и­вается каж­дому юридическо­му лицу, яв­ляющемуся ком­мер­ческой организацией.

Оно обязательно включает ука­зание на организационно-пра­вовую фор­му лица — ООО, АО и др. Кроме того, организации, ведущие определен­ные виды деятельности, должны включать в свое назва­ние тер­мины, ука­зывающие на эту деятельность. Так, напри­мер, страховые ком­пании обязаны в свое назва­ние включить сло­ва «страхование», «перестрахование» и т. п. (За­кон РФ от 27.11.92 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»).

Кроме этих обязательных элемен­тов наиме­нование содер­жит и ори­гинальное сло­вес­ное обо­зна­чение, яв­ляющее­ся, пожалуй, главной отличительной чер­той дан­ной фир­мы.

На­при­мер, наиме­нование ЗАО «Уп­рав­ляющая ком­пания «Омега» состо­ит из понятия, ука­зывающего на организационно-пра­вовую фор­му лица («ЗАО»), сло­восочетания, ука­зывающего на его вид деятельности («управ­ляющая ком­пания»), и ори­гинального назва­ния («Омега»).

Фирмен­ное наиме­нование яв­ляется при­вилегией-ком­мер­ческих организаций. На­и­менования неком­мер­ческих организаций (коо­перативов, фон­дов и др.) не относят­ся к-фир­мен­ным и не яв­ляются объ­е­к­том пра­вовой охраны (По­с­танов­ление ФАС Мо­с­ков­ско­го округа от 13.09.2001 № КГ-А40/4977-01).

На­и­менования неком­мер­ческих организаций (коо­перативов, фон­дов и др.) не относят­ся к-фир­мен­ным и не яв­ляются объ­е­к­том пра­вовой охраны (По­с­танов­ление ФАС Мо­с­ков­ско­го округа от 13.09.2001 № КГ-А40/4977-01).

Компании-«тез­ки»

В принципе каж­дая ком­мер­ческая организация обладает исключительным пра­вом на свое фир­мен­ное наиме­нование и может защищать дан­ное пра­во.

В соответ­ствии с По­ложением о фир­ме, утвер­жденным По­с­танов­лением ЦИК СССР, СНК СССР от 22.06.27, «всякий, кто на основании насто­ящего По­с­танов­ления обладает пра­вом на фир­му, может тре­бовать в судеб­ном поряд­ке пре­кра­щения пользования тож­дествен­ной или сходной фир­мой со сто­роны дру­гих лиц». По­страдав­шая сто­рона может тре­бовать воз­мещения убытков.

Но, к сожалению, нельзя ска­зать, что рос­сий­ское законодательство охраняет дан­ное пра­во дос­таточ­но надеж­но. За­щититься от кон­курен­тов со сходными или даже тож­дествен­ными наиме­нованиями очень непро­сто.

  1. Да­же сей­час налоговая инспекция не вправе отказать учредителям в регистрации ком­пании только на том основании, что дан­ное назва­ние уже закре­п­лено за дру­гой организацией.
  2. Ес­ли вы обнаружили, что кон­курен­ты зарегистрировали юридическое лицо с тем же назва­нием, что и ваша ком­пания, доказать факт при­чинения ущерба вашей ком­пании будет дос­таточ­но сложно. А доказать, что при регистрации кон­курен­там было известно о том, что они копируют чужое назва­ние, вообще пра­к­тически невоз­мож­но.

Это связано с тем, что Единый гос­реестр юридических лиц, соз­дан­ный на основании Фе­дерального закона от 08.08.2001 №-129-ФЗ «О государ­ствен­ной регистрации юридических лиц и индивидуаль­ных предпри­нимателей», воз­ник относительно недав­но. До вступ­ления этого За­кона в силу по всей стране было соз­дано мно­жество организаций с тож­дествен­ными назва­ниями. Их соз­дание про­исходило без всякого зло­го умысла. Просто у учредителей не было воз­мож­ности про­верить, не соз­дана ли в дру­гом регио­не ком­пания с тем же назва­нием.

Нужно учи­тывать и то, что, к при­меру, фир­мен­ные наиме­нования ОАО «Прод­снаб» и ЗАО «Прод­снаб» не яв­ляют­ся тож­дествен­ными, так как содер­жат ука­зание на раз­ные типы акцио­нер­ных обществ. Следовательно, с точ­ки зре­ния закона ни одна из этих ком­паний не вправе предъ­явить дру­гой пре­тен­зии по поводу нарушения сво­его исключительного пра­ва на фир­мен­ное наиме­нование.

Су­деб­ная пра­к­тика так­же исходит из того, что регистрация организации с тем же назва­нием, что и у вашей ком­пании, сама по себе не яв­ляется незакон­ным использованием чужого фир­мен­ного наиме­нования, если дан­ная организация не занимается тем же самым биз­несом, что и ваша ком­пания (По­с­танов­ление ФАС Мо­с­ков­ско­го округа от 29.07.2003 №-КГ-А40/4971-03).

То­вар­ный знак — средство самозащиты

Из ска­зан­ного выше вид­но, что закон не пре­дос­тав­ляет рос­сий­ским биз­нес­менам надеж­ных спо­собов для защиты фир­мен­ного наиме­нования. Од­нако наиме­нование организации — это не единствен­ный спо­соб для того, что­бы выделиться из мас­сы кон­курен­тов. У руковод­ства фир­мы существует воз­мож­ность зарегистрировать соб­ствен­ный товар­ный знак (знак обслу­живания).

Фирмен­ное наиме­нование отличает саму организацию от дру­гих юридических лиц, а товар­ный знак (знак обслу­живания) поз­воляет отличить про­изводимые ею товары и ока­зывае­мые услуги от ана­логич­ных товаров и услуг. В качестве товар­ного зна­ка может высту­пать сло­вес­ное, изо­бра­зительное или объ­емное обо­зна­чение про­дук­ции.

Ес­ли кон­курен­ты используют ваш товар­ный знак или сходное с ним до сте­пени сме­шения обо­зна­чение, их мож­но пре­сле­довать по закону.

Преж­де все­го вы вправе потре­бовать от нарушителя воз­мещения ущерба. Ко­г­да дело доходит до суда, раз­мер при­чинен­ного вре­да будет про­ще доказать, если на про­дук­цию, защищен­ную товар­ным зна­ком, пра­вообладателем утвер­жде­на рекомен­дован­ная цена. То­г­да раз­мер при­чинен­ного ущерба мож­но определить, умножив эту цену на количество эк­зем­п­ляров кон­т­рафактной про­дук­ции. Ес­ли же рекомен­дован­ная цена отсут­ствует, пострадав­шей сто­роне не обойтись без назна­чения экспер­тизы.

Вместо воз­мещения ущерба от нарушителя мож­но потре­бовать выпла­ты ком­пен­сации в раз­мере от 1 до 50 минимальных зар­плат (п. 4 ст. 46 За­кона РФ от 23.09.92 №-3520-1 «О товар­ных зна­ках, зна­ках обслу­живания и наиме­нованиях мест про­исхож­дения товара»;далее — За­кон о товар­ных зна­ках).

В слу­чае когда обладатель пра­ва на товар­ный знак не желает связываться с дли­тельной судеб­ной про­цедурой (которая, кстати, тре­бует уплаты гос­пошли­ны), он может попытаться решить воп­рос в административ­ном поряд­ке.

Можно обратиться в органы про­куратуры либо Фе­деральной антимонопольной службы с тре­бованием при­влечь к ответ­ствен­ности винов­ного в незакон­ном использовании товар­ного зна­ка.

А если кон­курен­ты, к при­меру, пытают­ся зарегистрировать товар­ный знак, нарушающий ваши пра­ва, на них мож­но жаловаться в Па­лату по патентным спо­рам при Роспатенте.

Закон о товарных знаках предусматривает следующую процедуру регистрации товарного знака (знака обслуживания).

  1. Создание товарного знака. На этом этапе необходимо учитывать установленные законом ограничения. Новый товарный знак не должен совпадать полностью или в большей части с уже зарегистрированным знаком, иметь сходство с особо ценными культурными и историческими памятниками, состоять из такого же названия, как известное произведение искусства (например, нельзя зарегистрировать товарный знак «Черный квадрат»). Существуют и другие запреты.
  2. Подготовка и подача заявки на регистрацию. Этот этап бизнесмен может пройти самостоятельно или обратиться к услугам патентного поверенного. В заявке содержится описание товарного знака, а также дата приоритета (фирма, подавшая заявку на регистрацию такого же знака после этой даты, получит отказ). Для регистрации коллективного товарного знака нужно разработать его устав.
  3. Экспертиза. Этот этап делится на формальную часть (проверка соответствия заявления и приложенных к нему документов установленным требованиям) и экспертизу заявленного обозначения (она призвана определить, соблюдены ли те ограничения, которые мы приводили, говоря о стадии создания товарного знака).

Граница на зам­ке

Собствен­ную про­дук­цию, помечен­ную товар­ным зна­ком, мож­но защитить и от внешней угрозы. Не сто­ит забывать, что основ­ная мас­са под­дельной про­дук­ции при­ходит именно из-за рубежа. Пресечь ее появ­ление на рын­ке мож­но, зарегистрировав товар­ный знак в Фе­деральной таможен­ной службе. Но для этого его сна­чала нуж­но зарегистрировать в Роспатен­те.

В отличие от регистрации в Роспатен­те регистрация в ФТС России не потре­бует уплаты пошли­ны. За­то при­дет­ся рас­кошелиться на обеспечение в виде бан­ков­ской гаран­тии или договора страхования на сум­му 500-тысяч руб­лей. Обес­печение должно покрыть те рас­ходы, которые могут быть вызва­ны незакон­ным при­останов­лением таможен­никами выпус­ка товаров, вла­дельцы которых заподоз­рены в импор­те кон­т­рафак­та.

При регистрации обладатель пра­ва на товар­ный знак передает таможен­ным органам перечень импор­теров, уполномочен­ных на ввоз и вывоз про­дук­ции, помечен­ной таким зна­ком.

Смысл этой меры заключается в сле­дующем. Ес­ли организация, которой нет в спи­ске импор­теров, вве­зет в Россию про­дук­цию, на которой сто­ит соответ­ствующий товар­ный знак, таможен­ники сообщат об этом пра­вообладателю.

После этого закон­ный обладатель пра­ва на товар­ный знак решает, как ему посту­пить с нарушителем: ини­ции­ровать уго­лов­ный про­цесс, подать заяв­ление об административ­ном пра­вонарушении или напра­вить в суд гра­ж­дан­ский иск.

Как видим, регистрация товар­ного зна­ка пре­дос­тав­ляет законопос­луш­ному биз­нес­мену дос­таточ­ный арсенал спо­собов для защиты интересов сво­ей ком­пании.

За подачу заявки на регистрацию товарного знака (знака обслуживания) и экспертизу заявленного обозначения взимается пошлина в размере 8500 рублей. Если данный знак будет распространяться на несколько классов товаров и услуг (Международная классификация товаров и услуг для регистрации знаков включает 45 таких классов), заявителю нужно доплатить 1500 рублей за каждый дополнительный класс (подп. «а» п. 2 Положения о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.08.93 № 793).