Учредители фирмы всегда оказываются перед необходимостью выделить ее среди массы конкурентов, оказывающих аналогичные услуги. Обеспечить это может оригинальное фирменное наименование организации и закрепление за нею собственного товарного знака.
Эти отличительные черты позволяют не только выделить компанию среди прочих организаций. Они могут стать основой формирования ее положительного имиджа. Например, товарный знак компании может получить не меньшую известность, чем ее наименование, а термины, входящие в название, могут обыгрываться в рекламных слоганах.
Как вы фирму назовете…
Фирменное наименование (его также называют фирмой) имеет каждая коммерческая организация. Право на наименование появляется у нее с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и сохраняется вплоть до ликвидации.
Вопрос о наименовании возникает уже при подаче учредителями заявления о государственной регистрации юридического лица при создании. Форма такого заявления (утв. Приложением № 1 к Постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 № 439) включает графу 1.4, в которой указывается фирменное наименование юридического лица.
Впрочем, фирменное наименование есть и у тех организаций, которые прошли госрегистрацию еще до принятия Правительством РФ Постановления от-19.06.2002 № 439. Согласно п. 4 ст. 54 Гражданского кодекса РФ фирменное наименование в обязательном порядке присваивается каждому юридическому лицу, являющемуся коммерческой организацией.
Оно обязательно включает указание на организационно-правовую форму лица — ООО, АО и др. Кроме того, организации, ведущие определенные виды деятельности, должны включать в свое название термины, указывающие на эту деятельность. Так, например, страховые компании обязаны в свое название включить слова «страхование», «перестрахование» и т. п. (Закон РФ от 27.11.92 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»).
Кроме этих обязательных элементов наименование содержит и оригинальное словесное обозначение, являющееся, пожалуй, главной отличительной чертой данной фирмы.
Например, наименование ЗАО «Управляющая компания «Омега» состоит из понятия, указывающего на организационно-правовую форму лица («ЗАО»), словосочетания, указывающего на его вид деятельности («управляющая компания»), и оригинального названия («Омега»).
Фирменное наименование является привилегией-коммерческих организаций. Наименования некоммерческих организаций (кооперативов, фондов и др.) не относятся к-фирменным и не являются объектом правовой охраны (Постановление ФАС Московского округа от 13.09.2001 № КГ-А40/4977-01).
Наименования некоммерческих организаций (кооперативов, фондов и др.) не относятся к-фирменным и не являются объектом правовой охраны (Постановление ФАС Московского округа от 13.09.2001 № КГ-А40/4977-01).Компании-«тезки»
В принципе каждая коммерческая организация обладает исключительным правом на свое фирменное наименование и может защищать данное право.
В соответствии с Положением о фирме, утвержденным Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 22.06.27, «всякий, кто на основании настоящего Постановления обладает правом на фирму, может требовать в судебном порядке прекращения пользования тождественной или сходной фирмой со стороны других лиц». Пострадавшая сторона может требовать возмещения убытков.
Но, к сожалению, нельзя сказать, что российское законодательство охраняет данное право достаточно надежно. Защититься от конкурентов со сходными или даже тождественными наименованиями очень непросто.
-
Даже сейчас налоговая инспекция не вправе отказать учредителям в регистрации компании только на том основании, что данное название уже закреплено за другой организацией.
-
Если вы обнаружили, что конкуренты зарегистрировали юридическое лицо с тем же названием, что и ваша компания, доказать факт причинения ущерба вашей компании будет достаточно сложно. А доказать, что при регистрации конкурентам было известно о том, что они копируют чужое название, вообще практически невозможно.
Это связано с тем, что Единый госреестр юридических лиц, созданный на основании Федерального закона от 08.08.2001 №-129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», возник относительно недавно. До вступления этого Закона в силу по всей стране было создано множество организаций с тождественными названиями. Их создание происходило без всякого злого умысла. Просто у учредителей не было возможности проверить, не создана ли в другом регионе компания с тем же названием.
Нужно учитывать и то, что, к примеру, фирменные наименования ОАО «Продснаб» и ЗАО «Продснаб» не являются тождественными, так как содержат указание на разные типы акционерных обществ. Следовательно, с точки зрения закона ни одна из этих компаний не вправе предъявить другой претензии по поводу нарушения своего исключительного права на фирменное наименование.
Судебная практика также исходит из того, что регистрация организации с тем же названием, что и у вашей компании, сама по себе не является незаконным использованием чужого фирменного наименования, если данная организация не занимается тем же самым бизнесом, что и ваша компания (Постановление ФАС Московского округа от 29.07.2003 №-КГ-А40/4971-03).
Товарный знак — средство самозащиты
Из сказанного выше видно, что закон не предоставляет российским бизнесменам надежных способов для защиты фирменного наименования. Однако наименование организации — это не единственный способ для того, чтобы выделиться из массы конкурентов. У руководства фирмы существует возможность зарегистрировать собственный товарный знак (знак обслуживания).
Фирменное наименование отличает саму организацию от других юридических лиц, а товарный знак (знак обслуживания) позволяет отличить производимые ею товары и оказываемые услуги от аналогичных товаров и услуг. В качестве товарного знака может выступать словесное, изобразительное или объемное обозначение продукции.
Если конкуренты используют ваш товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, их можно преследовать по закону.
Прежде всего вы вправе потребовать от нарушителя возмещения ущерба. Когда дело доходит до суда, размер причиненного вреда будет проще доказать, если на продукцию, защищенную товарным знаком, правообладателем утверждена рекомендованная цена. Тогда размер причиненного ущерба можно определить, умножив эту цену на количество экземпляров контрафактной продукции. Если же рекомендованная цена отсутствует, пострадавшей стороне не обойтись без назначения экспертизы.
Вместо возмещения ущерба от нарушителя можно потребовать выплаты компенсации в размере от 1 до 50 минимальных зарплат (п. 4 ст. 46 Закона РФ от 23.09.92 №-3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара»;далее — Закон о товарных знаках).
В случае когда обладатель права на товарный знак не желает связываться с длительной судебной процедурой (которая, кстати, требует уплаты госпошлины), он может попытаться решить вопрос в административном порядке.
Можно обратиться в органы прокуратуры либо Федеральной антимонопольной службы с требованием привлечь к ответственности виновного в незаконном использовании товарного знака.
А если конкуренты, к примеру, пытаются зарегистрировать товарный знак, нарушающий ваши права, на них можно жаловаться в Палату по патентным спорам при Роспатенте.
Закон о товарных знаках предусматривает следующую процедуру регистрации товарного знака (знака обслуживания).
-
Создание товарного знака. На этом этапе необходимо учитывать установленные законом ограничения. Новый товарный знак не должен совпадать полностью или в большей части с уже зарегистрированным знаком, иметь сходство с особо ценными культурными и историческими памятниками, состоять из такого же названия, как известное произведение искусства (например, нельзя зарегистрировать товарный знак «Черный квадрат»). Существуют и другие запреты.
-
Подготовка и подача заявки на регистрацию. Этот этап бизнесмен может пройти самостоятельно или обратиться к услугам патентного поверенного. В заявке содержится описание товарного знака, а также дата приоритета (фирма, подавшая заявку на регистрацию такого же знака после этой даты, получит отказ). Для регистрации коллективного товарного знака нужно разработать его устав.
-
Экспертиза. Этот этап делится на формальную часть (проверка соответствия заявления и приложенных к нему документов установленным требованиям) и экспертизу заявленного обозначения (она призвана определить, соблюдены ли те ограничения, которые мы приводили, говоря о стадии создания товарного знака).
Граница на замке
Собственную продукцию, помеченную товарным знаком, можно защитить и от внешней угрозы. Не стоит забывать, что основная масса поддельной продукции приходит именно из-за рубежа. Пресечь ее появление на рынке можно, зарегистрировав товарный знак в Федеральной таможенной службе. Но для этого его сначала нужно зарегистрировать в Роспатенте.
В отличие от регистрации в Роспатенте регистрация в ФТС России не потребует уплаты пошлины. Зато придется раскошелиться на обеспечение в виде банковской гарантии или договора страхования на сумму 500-тысяч рублей. Обеспечение должно покрыть те расходы, которые могут быть вызваны незаконным приостановлением таможенниками выпуска товаров, владельцы которых заподозрены в импорте контрафакта.
При регистрации обладатель права на товарный знак передает таможенным органам перечень импортеров, уполномоченных на ввоз и вывоз продукции, помеченной таким знаком.
Смысл этой меры заключается в следующем. Если организация, которой нет в списке импортеров, ввезет в Россию продукцию, на которой стоит соответствующий товарный знак, таможенники сообщат об этом правообладателю.
После этого законный обладатель права на товарный знак решает, как ему поступить с нарушителем: инициировать уголовный процесс, подать заявление об административном правонарушении или направить в суд гражданский иск.
Как видим, регистрация товарного знака предоставляет законопослушному бизнесмену достаточный арсенал способов для защиты интересов своей компании.
За подачу заявки на регистрацию товарного знака (знака обслуживания) и экспертизу заявленного обозначения взимается пошлина в размере 8500 рублей. Если данный знак будет распространяться на несколько классов товаров и услуг (Международная классификация товаров и услуг для регистрации знаков включает 45 таких классов), заявителю нужно доплатить 1500 рублей за каждый дополнительный класс (подп. «а» п. 2 Положения о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.08.93 № 793).